Что-то последнее время по ЖЖ прошла волна дискуссий про образование (в том числе и про перспективы интернатов как формы образования). Вот, например Даже Денис Драгунский высказался.
А я что-то давно своего мнения на эту тему в систематезированной форме не высказывал.
По этому поводу я обновил страничку про систему образования в wiki по xxiii веку.
Конечно, формат справочных материалов к тексту несколько ограничивает. И вариантов построения этой системы в реальности, кроме как "давайте сбежим на другой глобус, а там сделаем всё как правильно" не предусмотрено. Но, тем не менее, читайте.
Птн 28 Дек 2012 03:45:55
Птн 28 Дек 2012 08:27:38
Птн 28 Дек 2012 11:20:19
fixed
Птн 28 Дек 2012 19:21:53
Комментировать буду применительно к реальному миру. Может, для условий, описанных в книге это единственно приемлемый вариант (не читал - не мой жанр), но для современного мира...
Очень как-то всё централизованно/организованно/направлено на промывание мозгов. Особенно если считать, что порядок перечисления предметов в младшей школе соответствует приоритетам автора.
Совмещение школы с детским досуговым центорм - тоже будет очень способствовать монополизации ей это функции. Мастер-воспитатель... Тоже идея, явно направленная на "формирование личности" в каком-то заранее заданном ключе.
Не видно никакой механики финансирования - и образования, и рождения/воспитания детей. Потому что если финансируется из карманародителей, самим учащимся или из кредитов - то, скажем,общественно-полезная деятельность в училищах может пойти погулять - или за неё надо платить. А если нет - то всё приемлемо.
Непонятно,что из перечисленного является обязательным, что требуется для получения работы (допустим, есть ли - и какая - система сертификации и обязательно ли на сертификаты смотреть).
В правах явно отсустствует право распоряжаться своей жизнью - вплоть до суицида. А оно ведь где-то подразумевается - вроде бы иперед правами на вождение, а вроде и рано...
Птн 28 Дек 2012 20:18:14
Сбт 29 Дек 2012 07:44:45
Современный мир - он очень разный. Если учесть что в описанном мире нет городов крупнее 100 тысяч, а планета с 20 миллионами населения считается густонаселенной. то сравнивать надо с Центральной Австралией или Сибирью.
Интересно откуда сделан такой вывод? Ведь почти все перечисленные предметы это чистейшей воды практическая деятельность. Или "промывание мозгов" заключается в том, что существует объективная реальность?
Мастер - это человек, который несет ответственность за подростка-подмастерье. Который ещё на экономическую самостоятельность не сдал. А до родителей, возможно тысячи километров, потому что деревенский ребенок запросто может податься в подмастерье в город, в море, гордской - в деревню, а некоторые вообще на космический корабль юнгами устраиваются, то есть работает в десятках световых лет от родительского дома.
Вообще-то механика финансирования - это дело десятое. На современной Земле стоимость образвания раздута в жуткий пузырь. Естетственно, любая общественно-полезная деятельность должна быть оплачена. Даже подмастерья, которые ещё не могут самостоятельно распоряжаться деньгами, кроме карманных, какую-то зарплату получают. А так возможны варианты. В ВКА точно платят стипендию.
Написано же - профессиональные навыки фиксинуются в отдельном документе. И получить такой документ по второй, третьеё и так далее специальности в более взрослом возрасте можно, проучившись полтора-два, а не четыре года.
По-моему, право на суицид нужно только тогда, когда нет технической возможности коренным образом изменить образ жизни, сменить всё окружение. Если у нас есть медицина, способная регенерировать оторванные конечности, и ещё в школе человек получил представление о том, что мир разнообразен, и места в этом мире много, и в большей части этих мест новому человек будут рады, то желания самоубиться скоре всего не возникнет. Опять же, нафигаа мы в школе учим психологии и коммуникативным техникам? Чтобы человек сам себя в угол не загонял.
Сбт 29 Дек 2012 07:47:22
Сбт 29 Дек 2012 20:39:43
Да, насчет "всё" я загнул. Но звоночки есть. Опять же - я применительно к Земле, здесь у нас не фронтир.
Первый звоночек насчет промывания мозгов - "основной акцент делается не на развитии индивидуальности, а на выстраивании команды". Видели, слышали. От школы до "корпоративной культуры". Насколько я понимаю, более правильный подход - к работе в команде прийти после осознания своих задач и выгоды сотрудничества с кем-то в их достижении. И после обучения умения отстаивать свои мнения и свои права.
Второй - что первым в обучении идёт не формирование логики/критического мышления/пользования научным методом, а "семь свободных искусств". В которых неминуемо быдет вагон тихой сапой протягиваемой этики, которую ребенок еще не умеет отрефлексировать и поставить под сомнение.
Третий - нигде не описана альтернативность. Ну там - можно в "досуговый центр" при школе ходить, можно не ходить, а сидеть дома и что-то делать через сеть или просто книги читать и из дерева ёжиков вырезать, а можно ходить в любой из нескольких других, что в области досягаемости. Не как исключение, а что вообще нет "одного принятого способа". Точно так же с мастерами - там, по идее вариантов вагон - от жизни ребенка рядом с родителями (и работы/обучения при этом) до гарантирования ему прожиточного минимума (в виде конкретной койки/полейзной, но не вкусной еды/хорошей, но некрасивой одежды)на N-й срок, а что сверх - зарабатывай сам. Плюс к тому - скажем, сейчас все мне известные толковые студенты-айтишники в студенческом возрасте подрабатывали на стороне.
Вопрос "кто платит" всегда первичен. Потому что кто платит, тот и заказывает музыку. Не только насчет общественных работ - но и, скажем, кто формирует программу обучения, каковы (и есть ли) санкции за временный или постоянный отказ от обучения или его элементов.
От необходимости и формы сертификации тоже много чего зависит. Прежде всего - возможность самостоятельного обучения . Если сертфицирует независимый центр - это одно. Приди, заплати деньги, получи свой сертификат, не понравится- приходи, плати деньги еще раз и получай другой.Если сертифицирует учебное заведение - оно заинтересовано в том, чтобы в нем сначала проучились (заплатив при этом). Если какая-то некоммерческая или государственная сущность - там вообще неизвестно, какими критериями оно будет руководствоваться.
А право на суицид (и прочие "не одобряемые" действия с собой) - это индикатор того, что и насколько важнее - человек - это элемент общества или общество - это инструмент для человека. Суицид - это крайность, конечно. А, допустим, право уйти в отшельники, отказаться от медицины иблагополучно умереть от простуды через пару лет? А проделать над собой какой-то предельно рискованный эксперимент? А выбрать себе работу, на которой с большими шансами голову сложишь? А заниматься какими-то экстремальными психопрактиками - может даже с использованием наркотиков? А просто жить не так, как считается (возможно необоснованно) наиболее здоровым здесь и сейчас? Ну там - от кровопусканий там отказываться, или от прививок, или от лечения лоботомией, или от антибиотиков...
Сбт 29 Дек 2012 22:44:14
Это если мы учим взрослого человека, испорченного школой по системе Коменского. 5-6 летний ребенок уверен в собственной ценности и исключительности. Поэтому учить его осознавать выгоды сотрудничества надо уже в команде.
Семь свободных искусств состоят из тривиума (грамматика риторика логика) и квадривиума (по классике, арифметика, геометрия, музыка и астрономия, в моем варианте астрономия уходит во второй блок, а на её место встаёт поэтика). Поэтому с развитием логического мышления здесь всё хорошо. Вот прямо с самого начала.
Вот попробуйте попромывать мозги подростку, который с самого начала обучения в школе учил логику и риторику. Он поймает вас на манипуляции на первом же предложении, он сам лапшу на уши вешать умеет не хуже.
Развитие же научного мышления - это остальные четыре блока, включая блок физической культуры.
Все четыре блока делают акцент на том, что можно потрогать руками, потоптать ногами, использовать в практической деятельности.
Очевидно, что сама система подмастерий даёт куда бо́льшую альтернативность, чем совершенно безальтернативная общеобразовательная школа. Даже в самой глухой сельской местности есть несколько профессий, которыми можно заняться - земледельцы, животноводы, механики, медики. Вообще система подмастерий носит в основном профориентационный характер. Никто не ожидает что от подмастерья, которому больше четырех часов в день работать не положено, будет большая выгода. Но если его удастся заинтересовать профессией, то он пойдет в колледж по соответствующей специальности и потом будет полноценный работник.
Но вообще про альтернативность стоит написать побольше. К сожалению, я сам это не очень хорошо представляю. Я полагаю, что набор учебных пособий и заданий должен зависеть от типа информационного метаболизма ученика. Но вот какую классификацию информационного метаболизма брать - совершенно неочевидно. Сейчас их существует штук пять, и все имеют привкус шаралтанства.
Нет, вопрос "кто платит", первичен не всегда, а только в определенном классе обществ. В тех, где людей избыток, а рабочих мест - недостаток.
В сильно трудодефицитных обществах, что характерно, интересы ребенка и интересы потенциального работодателя плюс-минус совпадают. Поэтому программа будет примерно одна и та же, независимо от того, платят родители или потенциальные работодатели.
А попробуйте помешать реализации такого права, если на всю планету единицы миллионов народу. Ни у кого просто нет ресурсов гоняться за каждым приключенцем. И к системе образования это не имеет никакого отношения. Опять же, если кто-то очень хочет, он может собрать команду и отправиться колонизировать новую планету. Свободных, и даже изученных и подготвленных для колонизцаии планет хватает.
Вск 30 Дек 2012 13:23:12
Ещё раз. Писано применительно к Земле. Потому что исходный пост ваш подразумевает, что описание системы образования как-то относится не только к фантастической ситуации. А на Земле которой обычно к возрасту школьного обучения родители забиваютребёнку баки огромным количеством глупостей - частью потому что сами не осознают, что это глупости, часть отыгрывая свои комплексы, частью будучи некомпетентны как воспитатели и стремясь получить что-то другое (послушание, к примеру).
По начальной школе - ладно, убедили. Пожалуй, это я на само деление и порядок упоминания дёрнулся (ну там - коммуникативные техники в конце списка, вместе с аутотренингом сотоварищи, а впервом блоек - ничего, что включало бы проверку практикой). Не сообразил, что порядок перечисления случаен.
По подмастерьям - тоже понятно. разве сто, может, стоилобы чуть подробнее расписать, что такое досуговые центры - что-то вроде советских Домов Пионеров или что-то другое.
А вот насчет "кто платит" - если Землю подразумевать то чтобы сделать избыток рабочих мест нужен какой-то основательный геноцид... Ну и интересы ни разу не совпадут. Работодатели будут прилагать всяческие усилия чобы загнать будущего пециалиста в кабалу, чтобы он работал именно у них и деться никуда не мог. И проявляться это будет во всём - от контрактов (то самое "кто платит") до заказов на хитро построенные учебные программы, дающие вместо общих знаний навыки работы с с конкретным оборудованием или в конкретных условиях... Да там много чего можно придумать.
По поводу "права на смерть" в разных вариациях - ок, уйти в отшельники можно. Но если подразумевается, что общество вкладывает в человека большие ресурсы, а не он сам/его родители, то требование эти затраты скомпенсировать понятно, тем более если подразумевается дефицит работников... Только жить в таком не очень хочется - получится общественное давление, спихивающее в весьма тоталитарный строй. То есть здесь опять, побольшому счёту, вопрос о том, кто платит. У вас там как миниму проскочило упоминание разрешенных наркотиков - то есть со своей жизнью можно делать таки не все? Ну и традиционно - к Земле этодело неприменимо. Потому что здесь не единицы миллионов. А если чтобы жить по своему надо не меньше, чем улететь осваивать новую планету - барьер выглядит очень уж высоковатым.
Пнд 31 Дек 2012 05:06:01
Имхо, как раз не геноцид, а приличное образование для всех. Чтобы каждый если не первый, то хотя бы второй мог в принципе заниматься теми работами, которые имеют шанс стать самыми что ни есть массовыми, и оставаться таковыми невзирая ни на какой технический прогресс. Т.е., скажем, учёные, инженеры (научный и технический прогресс, если он движется всё дальше вперёд, накапливает всё больше знаний и ставит всё больше проблем, так что умственные работы тьмы народу в этих областях никогда лишними не будут - голова хорошо, а миллиард лучше - если это головы всё прилично образованные и с соответствующим науке или инженерному творчеству мировоззрением), воспитатели/учителя/преподаватели (которые нужны собственно для поддержания образования на высоком уровне), включая преподавателей/инструкторов очень много чего (музыки, танцев, физкультуры, вождения вертолётов и подлодок), врачи и медработники, работники искусств (кто сказал, что искусства не должно быть много?), включая искусство кулинарное, наконец, различные специалисты по психологической разгрузке - ибо, как ни крутись, но таковые тоже понадобятся.
Если же иметь дело с армией необразованных, зато отягощённых злостными тараканами в голове, и в лучшем случае готовых заменять экскаватор с лопатой и киркой в руках, а в худшем не готовых и на это, а только на бездумное перекладывание бумажек и истовую демонстрацию субординации... тогда да - или лютый "дефицит рабочих мест" (с другой стороны баррикад с тем же успехом воспринимаемый как столь же лютый "дефицит рабочих рук"), или геноцид (что, однако, не решит проблему, т.к. процентное соотношение с той же системой образования останется то же самое) или то, что имеем сейчас - перемещение подавляющего большинства на в лучшем случае бессмысленные, а часто прямо общественно-вредные работы.
Пнд 31 Дек 2012 05:40:03
Чтв 10 Янв 2013 01:34:21
Чтв 10 Янв 2013 12:18:35
Это потому что детям целенаправленно запрещают интересоваться собственным телом. Наследие семнадцати столетий христианства, когда все плотское считалось греховным, а интерес ребенка к собственному телу - не вовремя проснувшейся похотью.
Ну и ощущения голода, жары, усталости и прочего дискомфорта обычно рассматриваются исключительно как необоснованные капризы. Родители всегда считают, что лучше знают, как ребенку одеваться при данной погоде, и обычно его избыточно кутают.
И только в 12-13 лет у ребенка в процессе подросткового бунта появляется оснознание того, что у его тела есть собственные нужды. А в принципе, этому можно и нужно учить раньше. К моменту полового созревания подросток должен быть уже разумным существом, способным себя контролировать.
В том-то и дело, что учить надо всех. Родителями рано или поздно станет большинство населения. Поэтому учить надо в школах. Возможно, есть некоторые вещи, которым стоит учить в старшей школе, параллельно с профессией. Но в основном, это, конечно из области коммуникативно-социального блока, а не физически-телесного.