Читаю сейчас нового Даймонда, и понимаю что это очень ценная книжка как раз для написания «Детей пространства». Там написано какие бывают человеческие общества кроме того довольно частного случая с государством с профессиональной бюрократией и рынком в качестве метода регулирования экономики, который считается нормальным в "цивилиозованном мире".
Похоже что из этого можно сделать не только лемурийский скэттер, но и наконец обосновать модель воспроизводства Торгфлота и его взаимодействие с колониями.
Возможно, даже что-то полезное удастся найти для Марса.
Попутно у меня почти сочинилась развязка сюжетной линии с земным (вернее, лунным) происхождением шияаров. Нврисовался образ их создателя, которому не дали стать патриархом этноса селенитов, так он в результате стал творцом совершенно отдельной расы.
Это опять же несколько завязано на Марс. Потому что он там сидит в Клавиусе, неспособный оттуда никуда улететь, поскольку в его допустимый диапазон существования 10 м/с² никак не попадает, и читает в новостях как там марсиане успешно создают собственный этнос.
А эпизод когда Анджей слушает оперу «Экспансия» надо бы передвинуть на после его путешествия по скэттеру. Потому что за один-два дня гуляния по городу Му-Сити, даже с учётом посещения музея и знакомства с Тайкой, тот вопрос, на который Ильма отвечает демонстрацией оперы, ещё у него созреть не успеет.