portrait

Поиск



[software] [catdoc] [tcl] [geography] [old things]

Люди Ветра, Земли и Бумаги

Тут Крупкин недавно нашел где-то идею о том, что люди делятся на людей Земли и людей Ветра, и заниматься национальным строительстом можно только с первыми (ну идея фикс у него такая - национальное строительство).

Я бы сказал что классификация не полна. Как человек имеющий некоторый опыт общения с ветром, я считаю что относить к "людям Ветра" тех, кто никогда в жизни не ощущал этого самого ветра, не вдыхал его полной грудью - неправильно.

Это вообще оскорбление для ветра, относить к его людям тех, которые какие-то глобальные системы идей вроде марксизма или либертарианства ставят выше весомой, грубой, зримой природы. И если ветер решит отомстить высказывающему такие идеи и наденет ему во время следующего урагана на голову подхваченную где-нибудь урну, я не смогу назвать это несправедливым. Впрочем, ветер до такой мелочной мести обычно не опускается.

Люди Ветра это те железные люди, которые на деревянных кораблях превратии Мировой Океан в торговую дорогу. Да, им обычно все равно под каким флагом служить, и в каком порту отдыхать от работы. Но космополитизм моряка-трампа это совсем не тот космополитизм, который развивает в своих работах приглашенный в университет чужой страны профессор политологии.

Точно так же неправильно относить к людям Земли квасных патриотов, которые землю в последний раз в руках держали, когда их в советском вузе на картошку посылали.

Человек Земли - это тот, кто распространяет вокруг себя уют, преобразует в ухоженное и приятное для глаза все, до чего он может дотянуться.

Человек Ветра - это тот, который стремится дотянуться до горизонта и не очень задумывается о том, какие последствия это будет иметь для тех берегов, куда ступила его нога.

Кроме этого есть еще люди Бумаги. Их девиз "Бумага все стерпит". Мечтающие жить в платоновском мире идей. Это одного такого спрашивал азимовский Техник Харлан "А что ж ты до сих пор свою толстую задницу на силовое поле не заменил".

Это они выдвинули тезис, что каждый имеет право на свое видение мира, и ни одно видение не лучше и не хуже другого. Человек Земли никогда так не скажет. Он прекрасно видит что под одним взглядом цветет и плодоносит даже ручка от метлы, а под другим сохнет отборнейшая рассада. Человек Ветра тоже никогда так не скажет. Он прекрасно знает, что один способен видеть достаточно, чтобы всегда возвращаться домой, а другой - промахивается мимо глиссады и прохлопывает ушами шквалы.

Это они придумали торговать не товаром, а всяческими бумажками, деривативами, страховыми обязательстваии и т.д.

Это они придумали загнать живую жизнь в клетки штатных расписаний и инструкций.

А еще они отличаются тем, что не любят свою работу. Человек Ветра может сколько угодна проклинать ветер, волну, мокрую зюйдвестку. Но он всегда точно знает что две-три ночи на берегу, и его начнет неудержимо тянуть обратно в море.

Человек Земли любит не столько сам процесс, сколько его результат. Но когда посаженные его рукой цветы расцветают, он обязательно расплыватся в счастливой улыбке.

А вот Человек Бумаги может всю жизнь прожить в уверенности что его не ценят, что ему не дают проявить себя. Что вот если да, то тогда... А не будет никакого тогда.

Возможно, правда, этот человек Бумаги сделан искусственно. Взяли Человека Земли и поселили на 20-й этаж бетонной коробки, где нет никакогй возможности даже палисадник под окном возделывать.

Или взяли Человека Ветра и заставили ходить в скучный офис с 9 до 18 и 11 месяцев в году ждать отпуска. Да и в отпуске не научили проявлять свою воздушную сущность.

Возможно, что эта классификация все равно не полна. И надо ввести еще четвертую группу - людей Железа. Лет двести назад этой категории пожалуй что не было. Сейчас они весьма важны. Это они создают для людей Земли многокорпусные плуги и мототриммеры, а для Людей Ветра дакрон, дизели и турбореактивные двигатели. Им в общем-то все равно, где творить. Где инструмент лучше, там и дом. Но как и Люди Ветра, для которых земля тем менее интересна, чем более хожена, и Люди Земли, для которых земля тем более интересна, чем больше труда в нее вложено, они любят свою работу.

И еще один момент - пляски на костях полувековой давности - исключительное свойство людей Бумаги. Люди Земли, которые каждый год режут собственноручно выращенного теленка, и люди Ветра, которые каждый день играют с Ветром в азартную игру, ставка в которой - жизнь, понимают неизбеждность смерти. А вот люди Бумаги, считающие своими собеседниками почивших 2000 лет назад Платона и Аристотеля. тщатся перехитрить время. Для них смерть, произошедшая 70 лет назад - все равно что произошедшая вчера.

Опять же, когда умирает человек Ветра, от него остается вписанное его кровью в общий Свод правило техники безопасности: "Если хотите жить, не делайте так как делал я". От человека Земли остаются посаженные деревья, построенные дома, более-менее многочисленные потомки. От человека Железа остается конструкция, которая веками будет носить его имя - якорь Холла, тормоз Казанцева, константа Холеритта, клапан Ганьяна.

Если умирает человек Бумаги, весь его богатый внутренний мир уходит вместе с ним. Потому что в глубине души человек Бумаги всегда убежден, что то что он написал или сказал не имеет никакой ценности для других, у которых свое видение мира.

В скандинавском пантеоне, как наиболее адекватном современной цивилизации, бог людей Ветра Ньодр, бог людей Земли Бальдр, людей Железа - Велунд, а людей Бумаги - Локи.

© В.Вагнер, 2 мая 2010