Екатерина Вагнер
МЭТЬЮ
Медиа-комедия
в двух действиях
Действующие лица:
Мэтью
Анастасия
Девушка из скайпа
Соня
Кристина
Девушка-шофёр
Цветочница
Полковник
1-й полицейский
2-й полицейский
ДЕЙСТВИЕ I
Москва
Картина 1
Комната Мэтью в съемной квартире. Типичный интерьер московского хипстера. Мебель из ИКЕИ, проигрыватель для винила, на стойке у стены 10 пар кроссовок, и т.д. Слева кровать, справа дверь в комнату. Вместо задней стены - три больших экрана на возвышении, экран 1 - горизонтальный, 2 и 3 - вертикальные. Четвертый экран чуть в стороне, он круглый или овальный. Возможно, по своей форме он несколько напоминает мозг. На экранах - вид на Москву с большой высоты. Хорошо видны сталинские высотки. Перед экранами письменный стол, на нем открытый ноутбук и два телефона. За столом лицом к зрителю сидит Мэтью. На вид ему лет 27-30, хорошо сложен, лицо заурядное, но симпатичное. Очки, короткая стрижка. Он дотрагивается до клавиатуры ноутбука. Панорама Москвы исчезает - экраны 2 и 3 темнеют, на экране 1 появляется проекция экрана ноутбука Мэтью. Экран разделен на три части - текст про нефтегазовую промышленность, онлайн-словарь и вордовский файл с началом того же текста, но на английском языке. Мэтью начинает печатать по-английски. На экране 1 появляется сигнал входящего вызова Skype: Анастасия. Мэтью вздыхает, нажимает «ответить с видео». Экран 1 делится на две части: в одном окне сам Мэтью, в другом - Анастасия. Она заметно старше Мэтью. На ней строгий темный пиджак и белая водолазка, волосы собраны в аккуратный пучок.
АНАСТАСИЯ: Привет! Ну ты же знаешь, зачем я тебе звоню?
Мэтью говорит по-русски правильно, с небольшим акцентом. Хорошо владеет жаргонной лексикой и явно этим гордится. Акцент становится сильнее, когда он волнуется.
МЭТЬЮ: Да, да, я уже начал… в смысле, почти закончил! Сейчас еще пару терминов уточню. Завтра… то есть, сегодня вечером все будет!
АНАСТАСИЯ: Правда, что ли? А то я тут новый перевод тебе хотела предложить. 20 тысяч знаков. К воскресенью.
Экран 4: «20 тыс. знаков = 20 тыс. руб.» (На этом экране проецируется мысли, появляющиеся в мозгу Мэтью. Все они выглядят как уравнения.)
МЭТЬЮ: К воскресенью? Конечно, я возьму!
АНАСТАСИЯ: Ты этот сдай сначала. Дедлайн был два дня назад!
МЭТЬЮ: Настя, прости, я был жутко занят! Неделя просто сумасшедшая. Я все сделаю, не волнуйся.
АНАСТАСИЯ: Мэтью, это уже очень срочно, правда! Каталог завтра уходит в типографию. Надеюсь на тебя!
МЭТЬЮ: Все надежды собираюсь оправдать!
АНАСТАСИЯ: Смотри у меня! (Меняет тон.) Мы увидимся на этой неделе? У меня есть лишнее приглашение на «Усадьбу-Jazz», не хочешь сходить?
МЭТЬЮ: Спасибо! Я бы с радостью, но на этой неделе куча работы. Зашиваюсь!
АНАСТАСИЯ: Я заметила!
МЭТЬЮ: Вообще я бы очень хотел! Я подумаю!
АНАСТАСИЯ: Да, подумай об этом! (Отключается)
На экране 1 опять появляется текст, словарь и перевод. Мэтью начинает печатать.
Телефон вибрирует. Мэтью берет телефон, просматривает сообщение.
На экранах 2 и 3 показываются звонки и сообщения с двух телефонов Мэтью (один - айфон, второй - андроид).
Экран 2 (чат в Whatsapp): Николай: «Мэтью, добрый день! Сможете перевести текст 4000 знаков к воскресенью? Цена обычная.»
Мэтью: «Конечно, присылайте!»
Экран 4: "4000 знаков = 4000 руб."
Мэтью кладет телефон на стол, но тут начинает вибрировать второй.
Экран 3 (чат в Whatsapp): Алиса: голосовое сообщение.
Мэтью проигрывает сообщение.
«Привет! Мэтью, ты куда пропал? У нас сегодня круглый стол, тема - БДСМ в эпоху киберфеминизма. Я буду модераторкой! Приходи! А то задушу!»
Мэтью хмыкает, кладет телефон на стол, тут же начинает вибрировать другой, Мэтью смотрит на экран.
Экран 2 (чат в Фейсбуке): Лена Иванова: голосовое сообщение.
Мэтью проигрывает сообщение.
«Привет! Ты в Москве? У меня сегодня вечером отвальная вечеринка в Нуре. Приходи! Будем пить, пока не отвалимся»
Мэтью кладет телефон на стол, начинает печатать. Опять подает сигнал первый телефон.
Экран 3 (чат в Whatsapp): Кристина: «Привет! Приходи ко мне сегодня на ДР! У меня, с 20.00»
Мэтью: «Поздравляю! Приду! Что тебе подарить?»
Кристина: «Лучший мой подарочек - это ты!)))»
Мэтью: три смайлика с сердечками.
Экран 4: «Подарок = 0 руб.
Цветы = 1200 руб.»
Мэтью кладет телефон на стол, начинает печатать.
Первый телефон начинает вибрировать.
Экран 2: Номер не определен.
Мэтью берет трубку.
МЭТЬЮ: Здравствуйте!.. Да, это я! А с кем я говорю?.. (пауза) Маша? Какая Маша?.. (пауза) А! На дне рождения у Карины? (неуверенно) Да, конечно, помню! Как у тебя дела, Машенька?.. (пауза) Что?.. Прости, я не понимаю! Что это значит - «задержка»?.. (пауза) Сколько-сколько недель?.. (пауза). Маша, мне кажется, ты меня с кем-то путаешь! Во-первых, среди моих знакомых нет ни одной Маши! Имя редкое, я бы запомнил! Во-вторых, никакой Карины я тоже не знаю! В-третьих, когда у нее был день рождения, я был в Нью-Йорке! В-четвертых, я тут точно ни при чем ! Я всегда предохраняюсь! Всегда! Особенно на днях рождения!
Мэтью кладет телефон на стол, вздыхает, качает головой.
Оба телефона начинают вибрировать одновременно. Мэтью поднимает их со стола, держит по телефону в каждой руке.
На экраны 2 и 3 одно за другим сыплются текстовые сообщения разных мессенджеров - «Привет! Ты где?» «Привет!» «Как ты?» «Когда увидимся?» «Жду тебя!» «Ты скоро?» «Как жизнь?» «Скучаю!» «Завтра пересечемся?» и т.д.
Экран 2: Чат в Whatsapp: Анна: «Сможешь перевести 5000 знаков к понедельнику?» Мэтью: «Завтра не смогу, прости, жутко занят!»
Мэтью отправляет сообщение, в ужасе смотрит на телефоны. Бросает оба на стол. Подбегает к экрану 2, пытается перетащить сообщение на экран 3, где в чате открыто сообщение «завтра пересечемся?». Сообщения начинают рябить, перемешиваться, ускользать у него из-под рук.
На экране 1 вызов Skype.
Мэтью бросается обратно к столу, нажимает «ответить с видео». На экране 1 два окошка - в одном Мэтью, в другом Девушка из скайпа. Она сидит развалившись в кресле. На ней что-то красное с большим декольте, волосы распущены.
ДЕВУШКА ИЗ CКАЙПА: Привет! Как дела?
МЭТЬЮ: Привет! Ты кто, прости?
ДЕВУШКА ИЗ СКАЙПА: Я Анжелика! Ты что, меня не помнишь? Мы же вчера познакомились в Тиндере.
МЭТЬЮ: Тиндер - великая вещь! Когда я приехал в Москву пять лет назад, я тут никого не знал. А благодаря ему нашел много друзей!
ДЕВУШКА ИЗ СКАЙПА: А ты откуда?
МЭТЬЮ: Из-под Нью-Йорка.
ДЕВУШКА ИЗ СКАЙПА: Как интересно! А что ты делаешь в Москве?
МЭТЬЮ: Работаю. С утра до ночи. А что тут еще можно делать?
ДЕВУШКА ИЗ СКАЙПА: Наверное, в иностранной компании?
МЭТЬЮ: Да нет, я cейчас на фрилансе. Я в Гарварде изучал русскую литературу. На последнем курсе приехал в Москву на стажировку. И тут меня пригласили работать в одно новостное агентство. Но потом у них началась реорганизация… И мой контракт не продлили. Короче, попросили меня оттуда!
ДЕВУШКА ИЗ СКАЙПА: Ты очень хорошо говоришь по-русски. Долго учил?
МЭТЬЮ: Всего год. В Америке. А потом уже в Москве практиковался. (Улыбается). Часто ходил на свидания.
ДЕВУШКА ИЗ СКАЙПА: А со мной не хочешь сходить на свидание?
МЭТЬЮ: Почему бы и нет! (Спохватывается). Только не сегодня! Сегодня я занят! И завтра тоже!
ДЕВУШКА ИЗ СКАЙПА: Много работы?
МЭТЬЮ: Да, просто ужас какой-то!
ДЕВУШКА ИЗ СКАЙПА: Бедненький! Хочешь я сама к тебе приеду? Могу остаться до утра. Это будет тебе стоить всего 30 тысяч!
Девушка из скайпа пытается вылезти из экрана на сцену. Мэтью подбегает к экрану, пытается запихнуть ее обратно.
МЭТЬЮ: Что? Ты с ума сошла? Какие 30 тысяч! Тут и бесплатно-то ничего не успеваешь!
Мэтью сгребает с экранов 2 и 3 сообщения, швыряет их на экран 1, в девушку из скайпа. Сообщения заполняют все три экрана, закручиваются в водоворот. Затемнение.
Картина 2
Кафе при модном кинотеатре. На экранах - афиши фильмов, а также табло, на котором показываются ближайшие сеансы. Перед экранами мраморные столики с дизайнерскими пластиковыми стульями. Входит Анастасия, в руках у нее два высоких бумажных стаканчика с кофе. На ней все тот же строгий деловой костюм. Садится за столик, ставит на него кофе, смотрит на часы. Вбегает, запыхавшись, Соня. У нее огромные круглые очки. Густые кудрявые волосы коротко острижены и торчат во все стороны - раньше такую прическу называли «взрыв на макаронной фабрике». Одета богемно. Увидев ее, Анастасия встает, они обнимаются.
СОНЯ: Привет! Ой, извини! Сильно я опоздала?
АНАСТАСИЯ: Соня! Как давно мы не виделись! Совсем не опоздала, фильм начнется только через 15 минут. Я взяла тебе латте.
СОНЯ: Спасибо! Понимаешь, это просто ужас какой-то! Я тут недавно сходила на тренинг по тайм-менеджменту. Раньше я везде опаздывала и жила себе спокойно, а теперь всегда прихожу вовремя, но все время переживаю - боюсь опоздать! Я тебе пришлю ссылку, ты тоже сходи обязательно!
АНАСТАСИЯ: Спасибо! Но я и так не опаздываю.
СОНЯ: А будешь вообще раньше всех приходить! Представляешь, как твой начальник обрадуется?!
АНАСТАСИЯ: Никак! Я же сама себе начальник.
СОНЯ: А, да! Я и забыла. Ты же теперь индивидуальный предприниматель! ИП «Настя-длинная коса - деловая колбаса»! Как твой бизнес?
АНАСТАСИЯ: Всё как Медведев завещал. Денег нет, но я держусь.
СОНЯ: Слушай, Настя, я тут сходила на тренинг по финансовой эффективности, тебе тоже надо! Сходи обязательно! Я тебе пришлю ссылку. Понимаешь, раньше я спускала всё до копейки непонятно на что и жила себе припеваючи.
АНАСТАСИЯ: А теперь?
СОНЯ: Теперь тоже спускаю. Но осознаю, что спускаю непонятно на что - и очень переживаю.
АНАСТАСИЯ: Прогресс налицо! А что твой Коля по этому поводу думает?
СОНЯ: Понятия не имею! Я так счастлива, что развелась с этим абьюзером!
АНАСТАСИЯ: Прости! Я не знала! Что произошло? Мне всегда казалось, у вас такая хорошая семья.
СОНЯ: Да-да, всем казалось. Мне и самой казалось. Но потом я сходила на тренинг «Как распознать абьюзера»...
АНАСТАСИЯ: И распознала?!
СОНЯ: Да! Я поняла, что он все это время меня абьюзил! День и ночь! Все пятнадцать лет! Обесценивал мои переживания. Говорил всегда: «Соня, не дергайся из-за всякой ерунды». И ещё он все время занимался виктимблеймингом! Обвинял меня во всем, что со мной ни случалось плохого. «Вечно ты, - говорит, - Соня, все теряешь - то работу, то паспорт, то кошелек, то машину»…
АНАСТАСИЯ: Машину?
СОНЯ: Ну да! А я просто заехала во «Времена года» купить фейхоа в «Глобус Гурмэ», оставила машину на парковке, и хоть убей не могу вспомнить, на каком этаже! Пытаюсь такси вызвать - не могу, нет мобильного интернета. Я же как раз накануне посмотрела на ютьюбе мастер-класс по блюдам из фейхоа, трафик и закончился! Спускаюсь в метро - а там все указатели какие-то не такие, как раньше были. Не знаю, кто им дизайн делал, но перед этим он явно в разведке работал. В отделе шифрования. С моими двумя высшими гуманитарными образованиями туда теперь лучше вообще не заходить - обратно не выйдешь! Пока разобралась, уехала куда-то в замкадье. Домой вернулась в два часа ночи! А этот абьюзер ещё спрашивает: «Ты где была?»
АНАСТАСИЯ (сдерживая смех): Душераздирающая история!
СОНЯ: Не говори! Жуткая была травма! Как вспомню, так вздрогну! Ну слава богу, это всё позади. А у тебя-то как на личном фронте?
АНАСТАСИЯ: Никак. На этом фронте без перемен.
СОНЯ: Да ладно? Опять или всё ещё?
АНАСТАСИЯ: Всё ещё!
СОНЯ: А я видела в фейсбуке, ты же ездила в Прагу с каким-то Марти!
АНАСТАСИЯ: Мэтью. Это не то, что ты думаешь. Не верь глазам своим, особенно когда ими в фейсбук смотришь! Мы просто вместе работаем. Он американец, переводчик-фрилансер. Тексты мне на английский переводит. И очень хорошо, кстати! Я прямо не нарадуюсь!
СОНЯ: Интересный собеседник, море обаяния?
АНАСТАСИЯ: Гм! Ну, мы с ним в основном о работе разговариваем. Ну и о литературе иногда. Он филолог, в Гарварде учился.
СОНЯ: Как у нас на филфаке говорили, «Женщина-филолог не филолог, мужчина-филолог не мужчина!». (Задумывается.) Надо же, а на фотках выглядит почти как человек! А еще чем отличился? Глаза серые? Гумилёва наизусть цитирует?
АНАСТАСИЯ: Соня, откуда ты всё знаешь? Вы же не знакомы!
СОНЯ: Настя! Как откуда? От верблюда! Просто я знаю твой тип. Гуманитарное образование, очки, кожа бледная, волосы серо-буро-непонятно-какие, на лице печать высосанных из пальца страданий, вот это всё…
АНАСТАСИЯ: Добрая ты, Соня!
СОНЯ: А главное - честная! А, кстати, это вы с ним так вместе работаете - гуляя на закате по Карлову мосту?
АНАСТАСИЯ: Он там доклады переводил на конференции по славистике. Он работает как синхронист иногда. А я приехала на книжную ярмарку.
СОНЯ: И часто ты в Прагу летаешь на книжные ярмарки?
АНАСТАСИЯ: Нет, в первый раз поехала. Эта ярмарка новая. Так-то я всё больше во Франкфурт.
СОНЯ: Но жили-то вы хоть в одном номере?
АНАСТАСИЯ: Нет, конечно! Ему организаторы оплачивали гостиницу, а я сама приехала.
СОНЯ: А про ярмарку эту ты от него узнала?
АНАСТАСИЯ: Да, это он мне рассказал. А что?
СОНЯ: А ты такая - раз, всё бросила и полетела! Настя, он тобой просто манипулирует! Это абсолютно токсичные отношения. Тебе обязательно надо сходить на этот тренинг! Я тебе пришлю ссылку. Сошлись на меня, скидку дадут!
АНАСТАСИЯ: Соня, фильм уже начинается.
СОНЯ: Ой, правда, что ли? Побежали!
Соня и Анастасия уходят. Затемнение.
Картина 3
Комната Мэтью. На экранах тот же вид на Москву, что и в первой картине, но ночью. Горят огни, вдали у горизонта небо светлеет - скоро рассвет. В комнате непонятно откуда взявшийся лёгкий туман. Мэтью входит не очень уверенной походкой, швыряет в угол рюкзак, тяжело опускается на стул, начинает снимать кроссовки.
Экран 1: Вызов Skype, Анастасия.
Мэтью нажимает иконку «ответить без видео»
На экране 1 - Анастасия, на ней летнее платье с короткими рукавами, волосы распущены.
АНАСТАСИЯ: Привет!
МЭТЬЮ (слегка заплетающимся языком): П-привет! Ты не спишь?
АНАСТАСИЯ: Мэтью, любой издатель спит как дельфины - только одной половиной мозга.
МЭТЬЮ: П-почему?
АНАСТАСИЯ: Потому что вторая всегда следит за нерадивыми авторами и переводчиками. Такими как ты!
МЭТЬЮ: К-какой ужас! Вот уж не думал, что за мной всегда следят дельфины!
АНАСТАСИЯ: Ближе к делу. Где мой секс?
МЭТЬЮ: Н-не знаю, Настя! Я не брал! Посмотри, может, куда-нибудь под кровать закатился?
Анастасия встает, подходит к краю экрана, выходит из него на сцену. (Или это только кажется Мэтью).
АНАСТАСИЯ: Тьфу на тебя! Я имею в виду - где мой текст?
МЭТЬЮ: Уже готов! П-почти! П-перечитаю на свежую голову и отправлю! Завтра утром! Всё как мы договаривались! Моё слово - ремень!
АНАСТАСИЯ: Кремень.
МЭТЬЮ: Что?
АНАСТАСИЯ: По-русски надо говорить: «Моё слово кремень». А не ремень!
МЭТЬЮ: Какой ещё ремень? А, да, где мой ремень? (Ощупывает себя). Ой, блин! У Алисы оставил. Или у Наташи?.. Вот чёрт! П-проблема!
Экран 4: «Ремень Ralph Lauren = 100 $»
АНАСТАСИЯ: Проблема у тебя будет, если ты не сдашь мне завтра перевод. И у меня тоже! Каталог завтра уходит в типографию! Мэтью, я тебя очень лю… (осекается), э-э…, высоко ценю. И ни разу ещё тебя не штрафовала, хотя вообще-то это в договоре прописано. Но это новый заказчик и я не могу его подвести!
Экран 4: «Срыв дедлайна = -50% гонорара = -10 000 р.»
МЭТЬЮ: Н-не волнуйся. Всё будет! Завтра встану в шесть и всё доделаю!
АНАСТАСИЯ: Тебя разбудить? Хочешь, позвоню тебе в шесть!
МЭТЬЮ: Н-не надо, я справлюсь! Спокойной ночи!
Роняет голову на стол, засыпает.
АНАСТАСИЯ: Спокойной ночи, Мэтью!
Берет с кровати подушку, пытается подложить ему под голову. Мэтью, не просыпаясь, отодвигает подушку. Анастасия печально смотрит на него. Уходит обратно в экран 1. Затемнение.
Картина 4
Комната Мэтью. Стол накрыт для завтрака. На экранах - та же панорама Москвы, что и в первой картине, утро. Входит Мэтью. На нем джинсы и мятая футболка. Волосы у него мокрые и взъерошенные, на лице вселенская скорбь. Он садится за стол, подпирает голову рукой. Входит Кристина - миловидная девушка лет 22-25 - с кофейником и двумя кружками в руках.
МЭТЬЮ: Кристина, налей мне кофе, пожалуйста!
КРИСТИНА (наливает кофе): Представляешь, мне тут вчера сестра звонила, я ей рассказала, что сюда переехала, а она как раскудахчется! «Да зачем тебе эта комната!.. Да переезжай лучше ко мне!» А я ей говорю: «Ань, ты чего? Зачем это я с Третьяковской в твою Коммунарку поеду?». А она мне: «Лучше уж в Коммунарке жить, чем в коммуналке! Да еще с соседом-мужчиной». Что это с ней такое, не пойму! Либо правда так не любит мужчин…
МЭТЬЮ (мрачно): Либо так любит Коммунарку.
КРИСТИНА: Мэтью, тебе плохо?
МЭТЬЮ: Ужасно.
КРИСТИНА: Что случилось?
МЭТЬЮ: Во-первых, эта вечеринка вчера! (Качает головой, и тут же морщится от боли. Наливает себе в стакан апельсинового сока из пакета, делает глоток.) Во-вторых, куча работы, ничего не успеваю.
КРИСТИНА: А в-третьих?
МЭТЬЮ: Даже говорить не хочу.
КРИСТИНА: Опять с Наташей что-то?
МЭТЬЮ: Да.
КРИСТИНА: Прости, но мне кажется, она тебя просто не стоит. Что на этот раз?
МЭТЬЮ: Уехала на Лазурку с какой-то непонятной компанией. Американцами, кажется. Дались ей эти американцы! И что в них хорошего?
КРИСТИНА: Ты - очень хороший!
МЭТЬЮ: Я - исключение! Редкое!
КРИСТИНА: Это правда!
МЭТЬЮ: Она даже отказалась поехать со мной на «Архстояние» .
КРИСТИНА: А что это?
МЭТЬЮ: Фестиваль современного искусства. В Калужской области.
КРИСТИНА: Давай, я с тобой поеду! Я очень люблю современное искусство!
МЭТЬЮ (накрывает её ладонь своей): Ты мой самый лучший друг!
Экран 4: «Аренда машины = 6 000 руб.
+
Бензин = 2000 руб.
+
Аренда палатки = 6000 руб.
+
Билеты на фестиваль = 6000 руб.
=
20 000 руб. на двоих»
Только давай найдём попутчиков. Возьмём тачку вскладчину - будет дешевле. Ты не против?
КРИСТИНА: Конечно, нет!
МЭТЬЮ: Я сделаю пост в фейсбуке - может, кто-то ещё собирается. (Морщится). И закрой, пожалуйста, занавеску - свет в глаза бьёт. Ну почему у вас тут всё время солнце с утра до вечера? Не Москва, а Майами-Бич!
Кристина встаёт из-за стола, подходит к экранам. Вид Москвы скрывают сдвигающиеся шторы.
Затемнение.
Картина 5
Коломенское, фестиваль «Усадьба-Jazz». На экранах - церковь Вознесения в Коломенском. Перед экранами столики летнего кафе, на заднем плане рояль. Пианист играет нечто экспериментальное. Входят Мэтью и Анастасия, в руках у них пластиковые стаканы с трубочками. В стаканах коктейли ярких цветов. У Мэтью по-прежнему несчастный вид. Анастасия в открытом вечернем платье, совершенно не подходящем для оупен-эйра, в босоножках на высоком каблуке, волосы тщательно уложены локонами. Мэтью одет как обычно. Мэтью и Анастасия садятся за столик.
АНАСТАСИЯ: Как тебе концерт?
МЭТЬЮ: Что?
(музыка становится тише)
АНАСТАСИЯ: Тебе нравится этот концерт?
МЭТЬЮ (рассеянно): Да, очень нравится! Только музыка какая-то странная. А так всё чудесно!
АНАСТАСИЯ: О чём ты думаешь?
МЭТЬЮ: Куча работы, думаю, как всё успеть.
АНАСТАСИЯ: По-моему, тебя что-то другое тревожит.
МЭТЬЮ: Может быть…
АНАСТАСИЯ: Если я могу тебе чем-то помочь…
Мэтью качает головой.
АНАСТАСИЯ (меняет тон, преувеличенно непринуждённо): Я в следующие выходные поеду на «Архстояние». Ты не хочешь случайно?
МЭТЬЮ: Да, я как раз собирался!
АНАСТАСИЯ: А у меня как раз есть лишнее приглашение. Я дружу с организаторами, можем переночевать у них.
ЭКРАН 4: «Аренда машины = 6 000 руб.
+
Бензин = 2000 руб.
+
Аренда жилья = 0 руб.
+
Билеты на фестиваль = 0 руб.
=
8 000 руб. на двоих»
МЭТЬЮ: Я за! Только давай возьмём попутчиков. Арендуем тачку вскладчину, будет дешевле! (Допивает свой напиток. Оглядывается по сторонам). Знаешь, мне что-то надоела эта музыка.
АНАСТАСИЯ: Мне тоже. Идём отсюда?
МЭТЬЮ (смотрит на часы): Да, у меня в девять еще одна встреча. С американской подругой. Она здесь проездом, из Чикаго в Шанхай.
Анастасия и Мэтью уходят.
Затемнение.
Картина 6
На экранах - пункт проката автомобилей у Киевского вокзала. У входа припаркована машина. Из пункта проката выходит Мэтью с рюкзаком за спиной и договором на аренду в руке. Убирает бумагу в рюкзак, оглядывается по сторонам, смотрит на часы. Входит Анастасия, подходит к нему. Мэтью целует её в щеку.
АНАСТАСИЯ: Привет! Прости, что опоздала! Поехала на такси, а всю площадь перед Киевским вокзалом перекопали!
МЭТЬЮ: Как похорошела Москва!
АНАСТАСИЯ: Да не говори! Как после бомбёжки!
МЭТЬЮ: Настя, а у тебя случайно лишнего зонтика с собой нет?
АНАСТАСИЯ: Случайно есть! (Вынимает из сумки зонтик.) Он, правда, красный. Но позиционировался как мужской!
МЭТЬЮ: Я тоже себя так позиционирую! (Кладет зонтик себе в рюкзак).
АНАСТАСИЯ: Мы кого-то еще ждём?
МЭТЬЮ: Да, нашу попутчицу.
АНАСТАСИЯ: И кто у нас попутчица?
МЭТЬЮ: Э-э… Моя подруга. Не очень близкая. Просто хороший человек.
АНАСТАСИЯ: Сколько у тебя подруг, Мэтью! Когда ты только работать успеваешь?!
МЭТЬЮ: Я очень эффективно распределяю свое время. Подруги лишними не бывают!
Входит Кристина с рюкзаком за плечами.
Не замечая Анастасию, подбегает к Мэтью, обнимает его.
АНАСТАСИЯ (подождав несколько секунд): Здравствуйте! (Никто не реагирует. Анастасия повторяет чуть громче): Здравствуйте!
МЭТЬЮ (деликатно высвобождаясь из объятий Кристины): Настя, это Кристина. Кристина - это Настя. Настя - мой издатель. Очень хороший человек.
Анастасия и Кристина смотрят друг на друга неприязненно.
АНАСТАСИЯ: Очень приятно.
КРИСТИНА: Очень приятно.
Все трое садятся в машину и уезжают.
Затемнение.
Картина 7
На экранах фасад придорожного кафе с вывеской «Помпончики». Перед экранами несколько обшарпанных уличных столиков. У кафе припаркована машина из проката. Из кафе выходят Мэтью, Кристина и Анастасия. В руках у них бумажные пакеты с пончиками. Садятся за столик, начинают есть.
АНАСТАСИЯ: У нас с Мэтью традиция: когда мы едем на «Архстояние», по дороге всегда едим пончики.
КРИСТИНА: А вы уже не первый раз сюда вместе едете?
МЭТЬЮ: Второй. Первый был зимой. Только это называлось «Масленица».
Далее Мэтью ест молча и следит за беседой Кристины и Анастасии с нарастающим беспокойством.
КРИСТИНА: Зимой Мэтью меня тоже приглашал! Но я не смогла поехать.
АНАСТАСИЯ: А ещё мы месяц назад туда ездили на переговоры. Я хочу книгу издать про этот фестиваль. А Мэтью мне её переведет на английский. Он мой лучший переводчик.
КРИСТИНА: А когда мы с Мэтью были в Таиланде, он мне переводил меню. Он все тайские блюда по-русски знает!
АНАСТАСИЯ: А когда мы с Мэтью были в Праге, я ему переводила меню. Я немного понимаю по-чешски.
КРИСТИНА: А когда мы с Мэтью были в Берлине…
МЭТЬЮ (перебивает): Кристина, ты пончики доедать будешь?
КРИСТИНА: Нет, мне что-то не хочется.
Экран 4: «6 пончиков = 200 руб.»
МЭТЬЮ: Тогда возьмём их с собой! Пончики лишними не бывают. Только запасными!
АНАСТАСИЯ: Вот и подруги тоже…
Садятся в машину, уезжают.
Затемнение.
Картина 8
Деревня Никола-Ленивец. Фестиваль «Архстояние». На экранах объект Николая Полисского «Маяк», на заднем плане река Угра, над ней легкий туман. Закат. Перед экранами на земле лежат брикеты из сена. Держась за руки, входят Мэтью и Кристина, за ними Анастасия. Мэтью и Кристина садятся вдвоём на один брикет лицом к залу, он обнимает её за плечи. Анастасия садится на соседний брикет. Кристина достает телефон и пытается сделать селфи с Мэтью на фоне «Маяка».
МЭТЬЮ (Кристине): Можно я эту фотку отправлю Наташе?
КРИСТИНА: Зачем?
МЭТЬЮ: На прощание. Она меня всё-таки бросила. Нашла себе другого иностранца.
КРИСТИНА: Американца?
МЭТЬЮ: Нет, теперь болгарина. Пока все буквы алфавита не переберёт, не успокоится!
КРИСТИНА: Я же тебе говорила! Она тебя просто не стоит.
Мэтью целует ее в щеку.
АНАСТАСИЯ: Я вам не мешаю?
МЭТЬЮ: Нет-нет, ты не в кадре!
АНАСТАСИЯ: Холодно, я пожалуй, пойду.
МЭТЬЮ: Да, мы тоже скоро пойдём. Кристина, мы с Настей живем у её друзей, они организаторы фестиваля. Пойдём к ним ужинать?
АНАСТАСИЯ: Я не хочу есть.
МЭТЬЮ: А я очень хочу!
КРИСТИНА: И я тоже!
АНАСТАСИЯ: Мэтью, у меня в Москве много работы. Пожалуй, я уеду рано утром на другой машине. С друзьями. Зонтик можешь оставить себе на память. Должно же у тебя быть хоть что-то мужское!
Анастасия уходит.
Мэтью целует Кристину, они некоторое время сидят неподвижно, потом тоже встают и, обнявшись, уходят в ту же сторону, куда ушла Анастасия.
Закат на экране догорает. Затемнение.
Картина 9
Модный бар, неоновые огоньки, довольно темно. Под экранами низкие плюшевые диваны, перед ними столики, на каждом столике фонарик, изображающий свечу. В глубине сцены барная стойка, мелькают тени посетителей. На экране 1 вид на ночную Тверскую. Бар полупустой. Играет пианист. Входят Мэтью и Кристина. Они садятся на один из диванов лицом к залу в ожидании официанта. Кристина прижимается к Мэтью и кладет голову ему на плечо. Он обнимает её за плечи одной рукой и вынимает из кармана телефон. Экран телефона загорается, свет от него падает на лицо Мэтью. Он выглядит озабоченным. Мэтью пишет сообщения, продолжая другой рукой обнимать Кристину.
Экран 2. Чат в Facebook. "Настя, привет!
Я тебе вчера отправил перевод.
(Просмотрено)
Ты получила?
(Просмотрено)
С текстом все в порядке?
Дай знать, если надо что-то исправить!
(Просмотрено)
Настя, как ты долетела?
(Просмотрено)
Настя, как ты?
(Просмотрено)
Настя?!!
(Просмотрено)"
КРИСТИНА: Кому ты там всё пишешь?
МЭТЬЮ: Что?
(музыка становится тише)
КРИСТИНА: Кому ты пишешь?
МЭТЬЮ: Так, по работе.
КРИСТИНА (пытается заглянуть в его телефон): Тебе обязательно это делать сейчас?
МЭТЬЮ: А тебе обязательно подглядывать?
КРИСТИНА (отодвигаясь от него): Да пиши кому хочешь, мне всё равно!
МЭТЬЮ: Я пишу Насте. Но она не отвечает. Обиделась на меня!
КРИСТИНА: Так вот о ком ты все время думаешь!
МЭТЬЮ: Я думаю о своих гонорарах. Вдруг она мне больше ничего не закажет? А мне нужно зарабатывать. Платить за квартиру. Мне надо с ней помириться.
КРИСТИНА: И как ты собираешься с ней мириться? Позвонишь ей и расскажешь, как ты сильно её любишь?
МЭТЬЮ: Пробовал уже. Она не берёт трубку.
(Берет телефон, звонит через мессенджер. На экране 2 голосовой вызов в Facebook. "Анастасия пропустила ваш звонок").
Видишь?
КРИСТИНА: Ты ещё в гости к ней сходи!
МЭТЬЮ: Её нет в Москве. Она уехала в Верхнюю Халцедонию.
КРИСТИНА: Господи! Это ещё где?
МЭТЬЮ: Понятия не имею. Где-то на Балканах.
КРИСТИНА: Откуда ты знаешь, если она тебе не отвечает?
МЭТЬЮ: Из фейсбука, естественно. Она там постит фотки какой-то виллы.
КРИСТИНА: Значит, помиришься, когда она вернется.
МЭТЬЮ: За это время она может найти себе других переводчиков.
КРИСТИНА: Но она же говорила, что ты лучший!
МЭТЬЮ: Она это говорила до того, как обиделась. (Вздыхает). Чёрт, я не знаю, что мне делать!
КРИСТИНА (раздражённо): Ну и я не знаю. Поезжай к ней в эту Кальцедонию!
МЭТЬЮ: Кстати, это идея…
На экране 4 начинают быстро-быстро мелькать слова и цифры: Билет Москва-Белград-Кшиштовице-Белград-Москва 400 евро, Аэроэкспресс туда-обратно 850 р., такси туда-обратно 100 евро и т.д.
Затемнение.
Антракт
ДЕЙСТВИЕ II
Верхняя Халцедония (маленькая страна на Балканах)
Картина 1
На экранах горы и море. Пейзаж быстро прокручивается слева направо, как будто виден из окна движущейся машины. На сцену выезжает разваливающийся на ходу кабриолет с шашечками такси. За рулём - Девушка-шофёр. На переднем сиденье - Мэтью.
МЭТЬЮ: А у вас часто девушки водят такси?
ДЕВУШКА-ШОФЁР (говорит по-русски бегло, но с сильным южно-славянским акцентом): Не очень. Но бывает. У нас тут не так легко найти работу. Особенно женщине. Особенно с моей профессией.
МЭТЬЮ: А кто ты по специальности?
ДЕВУШКА-ШОФЁР: Искусствовед.
МЭТЬЮ (в сторону): Господи! А на вид вполне нормальный человек. (Девушке-шофёру) Прости, я не расслышал, как тебя зовут.
ДЕВУШКА-ШОФЁР: Марица.
МЭТЬЮ: Мэтью. (Протягивает ей руку, она пожимает, машина резко виляет в сторону). Ой! Осторожнее! Можно, я запишу твой телефон? Вдруг мне нужно будет ещё куда-нибудь поехать.
ДЕВУШКА-ШОФЁР: Возьмите визитку. Звоните в любое время!
МЭТЬЮ (улыбается ей): Непременно позвоню!
ДЕВУШКА-ШОФЁР: Мэтью не русское имя. Я думала, вы из России.
МЭТЬЮ: Нет, из Америки. Из-под Нью-Йорка.
ДЕВУШКА-ШОФЁР: Но вы очень хорошо говорите по-русски!
МЭТЬЮ: Я год учил русский в Гарварде. А потом в Москве практиковался. Часто ходил на свидания. Я в России уже пять лет работаю.
ДЕВУШКА-ШОФЁР: А сюда отдыхать приехали?
МЭТЬЮ: Отдыхать? Нет, что ты! Не имею такой привычки! Я на переговоры с издателем. Он сейчас в Заморье. Точнее, она. К сожалению, у меня нет точного адреса. Но есть фотография дома.
(Достает телефон. На экране 2 появляется фото красивого белого здания на утёсе, с большой террасой, обращенной к морю).
ДЕВУШКА-ШОФЁР: А вы всегда ездите на переговоры в другую страну, не зная адреса?
МЭТЬЮ: Вообще-то нет. Всё когда-нибудь бывает в первый раз!
ДЕВУШКА-ШОФЁР: Вам повезло, моя школьная подруга живет в Заморье. Заедем к ней, может быть, она знает этот дом.
МЭТЬЮ: А позвонить ей нельзя?
ДЕВУШКА-ШОФЁР: Здесь нет связи, и не будет, пока до города не доедем. Мы же на Балканах!
МЭТЬЮ: Точно, я и забыл.
Девушка-шофёр включает магнитолу. Едут молча, играет балканская музыка. Море и обрывы на экране сменяются видами наполовину разбомбленного старинного городка. Въезжают в тоннель, затемнение, только на экранах мелькают огоньки фонарей, освещающих тоннель.
Картина 2
Выехав из тоннеля машина останавливается. На экранах маленькая площадь. Перед экранами ларёк с цветами. Входит Цветочница с пульверизатором в руке, начинает опрыскивать цветы. Девушка-шофёр машет ей рукой, выскакивает из машины.
ДЕВУШКА-ШОФЁР: Чао, Гражина!
ЦВЕТОЧНИЦА: Чао!
Обнимаются, начинают щебетать на непонятном южно-славянском языке. Мэтью выходит из машины.
ДЕВУШКА-ШОФЁР: Vozim klijenta sa aerodroma, on je došeo iz Moskve, ali ne zna adresu. Traži bijelu trospratnicu sa stupovima, na prvoj liniji, sa velikom terasom. Na krovu je četvrtasta kulica sa zastavom. Da li slučajno znate gde se nalazi ta kuća?
ЦВЕТОЧНИЦА: Kulica sa zastavom na krovu? Znam, naravno! Ovo je pukovnikova kuća. Nije daleko odavde. Vozite se levo do crkve, posle crkve skrenite desno, i vozite ravno kroz obalu, bez skretanja. Proći ćete vinograd, popeti se na planinu pa ćete videti kuću.
ДЕВУШКА-ШОФЁР: Всё в порядке, она знает этот дом. Тут совсем рядом.
ЦВЕТОЧНИЦА (Обращаясь к Мэтью, с таким же акцентом, как у её подруги): Здравствуйте! Добро пожаловать в Заморье!
МЭТЬЮ: Здравствуйте! Вы очень хорошо говорите по-русски.
ЦВЕТОЧНИЦА: Часто на свидания ходила.
ДЕВУШКА-ШОФЁР: Сюда много русских раньше приезжало отдыхать. Когда ещё гостиницы работали. До последнего переворота.
ЦВЕТОЧНИЦА: До предпоследнего!
ДЕВУШКА-ШОФЁР: Да, последний же сегодня был! Я и забыла.
МЭТЬЮ: И часто у вас тут перевороты бывают?
Девушки переглядываются и синхронно пожимают плечами.
ДЕВУШКА-ШОФЁР и ЦВЕТОЧНИЦА (хором): Когда как! Раз на раз не приходится.
МЭТЬЮ: Офигеть! Дивное место! (Смотрит на Цветочницу, потом на цветы). Сколько у вас стоит вот этот букет?
ЦВЕТОЧНИЦА: Пять евро.
МЭТЬЮ: Сделаете мне скидку, если я возьму два?
ЦВЕТОЧНИЦА: Два отдам за девять.
На экране 4 очень быстро мелькают цифры.
МЭТЬЮ: А если три?
ЦВЕТОЧНИЦА: Три за двенадцать.
МЭТЬЮ: Отлично, давайте три!
(Рассчитывается, берёт один букет, с преувеличенной галантностью протягивает его Девушке-шофёру.)
Это вам, мадемуазель!
ДЕВУШКА-ШОФЁР: Спасибо!
МЭТЬЮ (протягивает второй букет цветочнице): А это вам! Самый неудачный подарок для девушки-флориста, я знаю, но другого у меня нет. В следующий раз принесу что-нибудь получше!
ЦВЕТОЧНИЦА (ошарашенно): Спасибо!
МЭТЬЮ: Вы здесь каждый день работаете?
ЦВЕТОЧНИЦА: Да.
МЭТЬЮ: Значит, ещё увидимся. Может быть! (Целует её в щеку, берёт третий букет, садится в машину. Девушке-шофёру:) Поехали!
Девушка-шофёр садится за руль, такси уезжает. Цветочница растерянно смотрит вслед. Затемнение.
Картина 3
На экранах белый дом с фотографии. Перед экранами ворота, к ним ведет очень крутой подъем. У ворот большой камень. На сцену въезжает всё то же такси, Девушка-шофёр за рулем, Мэтью на переднем пассажирском сидении. Девушка-шофёр глушит мотор, машина начинает задом съезжать вниз. Девушка-шофёр набрасывает на камень лассо, машина останавливается. Девушка-шофёр выходит, открывает дверь со стороны Мэтью, открывает багажник, помогает Мэтью достать чемодан, протягивает ему букет с заднего сиденья. Он расплачивается.
ДЕВУШКА-ШОФЁР: Удачи!
МЭТЬЮ (целуя её в щеку): И тебе! Увидимся!
Девушка ловким движением отвязывает веревку и запрыгивает на место водителя. Машина укатывается со сцены задним ходом. Мэтью звонит в дверь. Потом ещё раз. Потом ещё. Наконец ворота открываются, из них выглядывает Полковник - седоусый мужчина с военной выправкой, в белой парадной форме, при шпаге. Полковник отдает Мэтью честь, недружелюбно смотрит на него, произносит сквозь зубы что-то вроде «добрден».
МЭТЬЮ: Здравствуйте! Я бы хотел увидеть Анастасию.
ПОЛКОВНИК: Госпожа Анастасия вас ожидает?
МЭТЬЮ: Нет... То есть да, конечно, ожидает!
ПОЛКОВНИК: Хорошо, пройдёмте. Осторожно, здесь темно! Утром отключили электричество. Из-за переворота.
МЭТЬЮ: Только этого ещё не хватало!
Затемнение.
Картина 4
Терраса виллы. Перед экранами два шезлонга. Между ними небольшой круглый столик, на нем лежит книга. Позади них, перед самыми экранами - баллюстрада террасы. На экранах - в центре море, слева и справа уходящие в море поросшие соснами полуострова. Входит Анастасия, в руках у неё два высоких стакана с водой. На ней купальник и шляпа с широкими полями. Она окидывает взглядом террасу и, никого на ней не обнаружив, ставит стаканы на столик. Устраивается на шезлонге полулёжа, открывает книгу.
Входит Полковник, за ним Мэтью.
ПОЛКОВНИК: Госпожа Анастасия, к вам гость!
Анастасия поднимает взгляд от книги. Увидев Мэтью, роняет её на пол.
МЭТЬЮ: Привет, Настя!
АНАСТАСИЯ: Только этого ещё не хватало! Привет! Ты вовремя, как раз к перевороту!
МЭТЬЮ: Плевать мне на переворот!
Мэтью ставит на пол чемодан и бросается к ней. Поскальзывается, с трудом умудряется не уронить букет. Из кармана рубашки у него вылетает небольшой плоский прямоугольный предмет и падает за баллюстраду, в море.
АНАСТАСИЯ: Осторожно, скользко!
МЭТЬЮ: Спасибо, я заметил!
Анастасия встает с шезлонга, берёт у него из рук букет, холодно целует его в щеку. Мэтью пытается обнять её, она отстраняется. Полковник деликатно покашливает.
АНАСТАСИЯ: Вы уже познакомились? Полковник, это Мэтью. Мэтью - полковник ПетрОшкевич. Полковник мой старый друг, я у него уже много лет этот дом снимаю.
Полковник молча отдает честь.
МЭТЬЮ: Очень приятно!
ПОЛКОВНИК: Вы американец? Очень хорошо говорите по-русски.
МЭТЬЮ: Вы тоже!
ПОЛКОВНИК: Я закончил Академию Генштаба в Москве. С отличием! Ещё в советское время. А вы?
МЭТЬЮ: Я год учил русский в Гарварде. Потом переехал в Москву. И часто ходил… (осекается, заметив недружелюбный взгляд полковника) в библиотеку, читать Достоевского.
АНАСТАСИЯ: Надо же! Ты мне никогда не рассказывал. А что это у тебя из кармана выпало?
МЭТЬЮ: Из какого? (Ощупывает карман рубашки). Чёрт! Это был мой паспорт!
Подбегает к баллюстраде, заглядывает за парапет. На экране высокая волна заплёскивает на террасу, рассыпается брызгами. Мэтью отшатывается.
Экран 4: «Фото на паспорт - 5 евро».
Ничего, съезжу в американское посольство, сделаю новый!
АНАСТАСИЯ: Полковник, есть у вас тут американское посольство?
ПОЛКОВНИК: Сейчас нет. Всех американцев выслали во время последнего переворота. То есть предпоследнего.
МЭТЬЮ: Офигенно! А где ближайшее посольство или консульство?
ПОЛКОВНИК: В Скопье.
МЭТЬЮ: А далеко это?
ПОЛКОВНИК: В Северной Македонии. Час полёта отсюда. Правда, самолёты сейчас не летают. Из-за переворота.
МЭТЬЮ: А как-то ещё добраться можно?
ПОЛКОВНИК: На машине через перевал. С полным приводом, может, и проедете. Но прямо сейчас я бы не советовал. Тем более без паспорта! Отношения с Македонией у нас сейчас не очень.
МЭТЬЮ: С Македонией не очень, с Америкой - вообще никаких. А есть какая-нибудь страна, с которой у вас хорошие отношения?
ПОЛКОВНИК: Гм-м, дайте подумать. Зимбабве. Северная Корея. Россия.
АНАСТАСИЯ: Да, можешь пойти в российское посольство! Попроси у них политическое убежище.
ПОЛКОВНИК: Правда, могут принять за шпиона. Был тут недавно случай с одним канадцем...
МЭТЬЮ: А канадцев вы тоже выслали?
ПОЛКОВНИК: Ну да.
МЭТЬЮ: А их-то за что?
Полковник и Анастасия переглядываются. Полковник пожимает плечами.
АНАСТАСИЯ: А за компанию!
МЭТЬЮ: И что же случилось с этим канадцем?
ПОЛКОВНИК: Тоже паспорт потерял, кажется. Пошёл к русским, а те его выдали нашим спецслужбам.
МЭТЬЮ: И что потом?
Полковник вздыхает, качает головой.
АНАСТАСИЯ: Не будем о грустном!
МЭТЬЮ: Ну зашибись! И что же мне теперь делать?
АНАСТАСИЯ: Не знаю. А что ты вообще здесь делаешь, если не секрет?
МЭТЬЮ: Настя, ты не отвечала на мои сообщения, и я подумал...
АНАСТАСИЯ: Что можешь потерять работу?
МЭТЬЮ: Ну Насть! Ты обиделась на меня, да? Мне очень жаль. Мне правда очень жаль. Если я могу чем-то… э-э… (ищет русское слово) искупить (косится на Полковника, умолкает)...
АНАСТАСИЯ: Чем-то искупить?.. Гм, надо подумать. У тебя есть наличные?
МЭТЬЮ (ошарашенно): Почему?!
АНАСТАСИЯ: По-русски надо говорить не «почему?», а «а что?». Наличные есть, спрашиваю? Тут карточки не принимают со времен последнего переворота. В смысле, предпоследнего.
МЭТЬЮ: Да, я слышал. Я снял сколько-то с карты в Домодедово.
АНАСТАСИЯ: Отлично. Давай их сюда.
(Мэтью изумленно смотрит на неё.)
В сейф положу. В ближайшее время они тебе все равно не понадобятся. Жить можешь здесь, я тебя приглашаю. Будешь уезжать - получишь их назад. Частично. Или полностью - если будешь хорошо себя вести.
МЭТЬЮ: В каком смысле «хорошо»?
АНАСТАСИЯ: Хорошо - в смысле не так, как обычно. За обычное твое поведение буду штрафовать.
МЭТЬЮ: Как штрафовать?
АНАСТАСИЯ: А так! Враньё - 5 евро, манипуляции - 10 евро штука. Нарушенное обещание - 10 евро. Беспочвенные жалобы - 5 евро штука. Обесценивание 10 евро. Пассивная агрессия 20 евро. Обычная - 10.
МЭТЬЮ: А почему пассивная дороже?
АНАСТАСИЯ: Потому что она хуже. И неприятно, и сдачи не дашь!
По экрану 4 начинают беспорядочно бежать ряды цифр, они закручиваются в водоворот.
МЭТЬЮ: Ну Насть, ну подожди! Зачем ты так со мной?
АНАСТАСИЯ: Не «зачем», а «почему»! Потому что сердца у тебя нет, души, кажется, тоже. Самое уязвимое твоё место - кошелёк. Вот с ним и будем работать! А не нравится - уезжай.
МЭТЬЮ: Куда же я поеду без паспорта?
АНАСТАСИЯ: Куда хочешь! Можешь пешком через македонскую границу пробраться. Или вплавь попробуй, через Хорватию. Правда, могут принять за контрабандиста...
ПОЛКОВНИК: Да, был тут недавно случай с одним канадцем… Точнее, уже с другим канадцем…
АНАСТАСИЯ: Если сумеешь три дня продержаться без штрафов, я попрошу полковника отправить тебя на военном самолете в Македонию. У него там есть связи. (Полковнику) Правда же, полковник? (Снова обращается к Мэтью). Сейчас это всё равно невозможно, из-за переворота они там все нервные.
МЭТЬЮ: Могу их понять. (Обреченно машет рукой). Ладно, я остаюсь.
АНАСТАСИЯ: Ты мне одолжение делаешь? С тебя 10 евро.
(Мэтью со вздохом вынимает десятку и протягивает ей.)
Спасибо! И остальные тоже.
(Мэтью, косясь на полковника, протягивает ей кошелёк.)
Сколько здесь?
МЭТЬЮ: 5000 евро.
АНАСТАСИЯ: Очень хорошо! На первую неделю хватит!
Анастасия уходит в дом. Мэтью провожает её взглядом, полным ужаса. Полковник церемонно кланяется и выходит в ту же дверь, куда он вошел вместе с Мэтью. На экране над террасой вздымается гигантская волна, и тут же рассыпается брызгами. Мэтью вздрагивает. Осторожно ступая, чтобы не поскользнуться на мокром полу, уходит в дом вслед за Анастасией. Затемнение.
Картина 5
Яхта Полковника. На экранах море, палуба яхты, мачта с парусом. Перед экранами на возвышении штурвал. За штурвалом Полковник, он в той же парадной форме. Рядом два шезлонга. Входят Мэтью и Анастасия, ложатся на шезлонги. На Мэтью шорты до колена, на Анастасии купальник и шляпа с широкими полями. Рядом с шезлонгом Анастасии на палубе стоит пляжная сумка. Мэтью достаёт из кармана телефон, пытается что-то разобрать на экране, щурясь от солнца.
МЭТЬЮ: У вас тут всегда такое солнце? Прямо как в Майами-Бич!
АНАСТАСИЯ: Беспочвенная жалоба! Пять евро! (Достаёт из сумки телефон, делает пометку).
Все цифры отображаются на экране 4.
МЭТЬЮ: Это не жалоба! Я просто спросил!
АНАСТАСИЯ: Хорошо, вычеркиваю. (Делает пометку). Да, тут почти всегда так. Не мучайся, здесь всё равно нет связи!
МЭТЬЮ: А я подготовился! Скачал всё заранее.
АНАСТАСИЯ: Что именно?
МЭТЬЮ: Ну… (на секунду задумывается) текст, который ты мне вчера прислала. Про трубопроводы.
АНАСТАСИЯ: Да ладно! Покажи.
МЭТЬЮ: Да что ж это такое! Есть у меня право на частную жизнь или нет?
АНАСТАСИЯ: Право на частную жизнь есть! А права на вранье нет! С тебя пять евро! (Делает пометку).
МЭТЬЮ: Ой бли-и-и-ин! Ну Насть, тебе ещё не надоело?
АНАСТАСИЯ: Нет-нет, что ты, наоборот! Только вошла во вкус. Пассивная агрессия - 20 евро. (Делает пометку).
Мэтью смотрит на нее с ненавистью, хочет что-то сказать, но удерживается. Тяжело вздыхает.
МЭТЬЮ: Пожалуй, если вообще ничего говорить, можно крупно сэкономить.
ПОЛКОВНИК (не оборачиваясь): Молчите - за умного сойдёте!
АНАСТАСИЯ: Вот-вот! Слушай полковника, он плохого не посоветует!
ПОЛКОВНИК: А вы служили в армии, молодой человек?
МЭТЬЮ: Нет. Почему? В смысле, «а что?».
ПОЛКОВНИК: Я так и думал.
МЭТЬЮ: У нас это необязательно.
ПОЛКОВНИК: У нас тоже, теоретически, необязательно…
МЭТЬЮ: А практически?
АНАСТАСИЯ: Практически неизбежно! Мы же на Балканах!
МЭТЬЮ: Да-да, я помню! Кстати, как там ваш переворот?
ПОЛКОВНИК: Как обычно! Переворот как переворот. …А яхтой вы когда-нибудь управляли?
МЭТЬЮ: Нет, не приходилось.
ПОЛКОВНИК: Хотите попробовать? В такую погоду это несложно, волны почти нет.
МЭТЬЮ: Нет, спасибо.
АНАСТАСИЯ: Попробуй, вдруг тебе понравится! Всё когда-нибудь бывает в первый раз!
На экране 4 начинают очень быстро мелькать цифры от 5 до 150 000 евро .
МЭТЬЮ: Нет уж, что-то мне не хочется!
АНАСТАСИЯ: Почему?
МЭТЬЮ: Ты же сама говоришь, что надо спрашивать «а что?»!
АНАСТАСИЯ: Нет, сейчас нужно было «почему». Пытаешься сменить тему? Манипуляция, с тебя 10 евро! (Делает пометку в телефоне).
МЭТЬЮ: Потому что если мы все перевернемся и утонем, виноват окажусь я! Как я докажу, что вы меня заставили? И вообще, моя страховка этого не покрывает!
ПОЛКОВНИК (задумчиво): Вам очень повезло, молодой человек, что в вашей стране военная служба не обязательна.
МЭТЬЮ: Почему? В смысле, «А что»? В смысле… (машет рукой, отчаявшись угадать правильный вариант)
ПОЛКОВНИК (всё так же задумчиво): А вашей армии - еще больше повезло…
АНАСТАСИЯ (обращаясь к Мэтью): Выбирай - три часа у штурвала или штраф 50 евро!
МЭТЬЮ: За что? За то, что я не умею водить яхты?
ПОЛКОВНИК: За всё хорошее!
АНАСТАСИЯ: За перекладывание ответственности.
Мэтью со вздохом встает с шезлонга и подходит к штурвалу.
ПОЛКОВНИК: Не бойтесь, тут нет ничего сложного! Просто держите его прямо и смотрите вон туда.
АНАСТАСИЯ: Только смотри, не обгори! Хочешь, я тебе спину кремом от загара намажу?
МЭТЬЮ: Нет, Насть, спасибо! Обойдусь!
АНАСТАСИЯ: Пассивная агрессия, 20 евро. (Делает пометку в телефоне).
Мэтью косится на неё через плечо, хочет что-то сказать, но сдерживается. Изо всех сил стискивает штурвал.
На экранах на ускоренной перемотке меняется освещение - солнце садится, разгорается открыточный закат, затем небо темнеет и на нем высыпают звёзды.
Затемнение.
Картина 6
Та же терраса, что в картине 4. День. Входит Мэтью с охапкой досок, молотком и надутой автомобильной камерой. Садится на пол и начинает что-то мастерить. Входит Анастасия. На ней длинное летнее платье.
АНАСТАСИЯ: Как там мой перевод?
МЭТЬЮ: Почти готов.
АНАСТАСИЯ: Покажи.
МЭТЬЮ: Э-э…
АНАСТАСИЯ: Врёшь ты всё. С тебя пять евро! (Достает телефон, делает пометку.)
5 евро (Эта цифра и все упоминаемые далее появляются на экране 4 и суммируются, образуя бесконечное уравнение.)
МЭТЬЮ: Подожди! Я всё сделаю! Сегодня закончу! Я был занят!
АНАСТАСИЯ: За «сегодня» с тебя еще пять евро. (Делает пометку в телефоне.)
Экран 4: 5 евро
+5=10 евро
Мэтью издает сдавленный стон.
АНАСТАСИЯ: Чем же ты был занят? Расскажи!
МЭТЬЮ: Вот этим! Видишь, плот строю!
АНАСТАСИЯ: А зачем он тебе?
МЭТЬЮ: Для соседских ребятишек! Пытаюсь думать о других, как ты советовала.
АНАСТАСИЯ: Мэтью, это жара на тебя так действует? Даже соврать нормально не можешь. Никаких ребятишек тут нет. Сосед у нас один - полковник. У него пять дочерей, все - взрослые девицы на выданье.
МЭТЬЮ: О! Это интересно. А можно с ними познакомиться?
АНАСТАСИЯ: Надеешься меня отвлечь? Пять евро за враньё, еще 10 за попытку манипуляции. (Делает пометку в телефоне.) Нет, нельзя тебе с ними познакомиться. Сейчас, по крайней мере. Четыре младшие учатся в Лондоне.
Экран 4: 5 евро
+5=10 евро
+ 5 + 10 = 25 евро
МЭТЬЮ: А пятая?
АНАСТАСИЯ: Сейчас страшно занята - выходит замуж на следующей неделе. За очень перспективного молодого офицера, как говорит полковник. Очень серьезный юноша, ответственный. Спит всегда с револьвером под подушкой.
МЭТЬЮ: Какая милая семья! Никак не могу понять, что ты в них нашла. Они что, близки к русскому идеалу мужчины?
АНАСТАСИЯ: Пассивная агрессия, 20 евро. (Делает пометку в телефоне)
Экран 4: 5 евро
+5=10 евро
+5+10=25 евро
+20 = 45 евро
МЭТЬЮ: Почему это пассивная агрессия?
АНАСТАСИЯ: Ты намекаешь, что друзья у меня не очень, идеал мужчины не очень, и национальность, в целом, не очень. Кстати, во мне одна восьмая японской крови, если тебе это интересно.
МЭТЬЮ: Это многое объясняет! То-то я чувствую себя в заложниках у якудзы. Скоро пальцы мне начнут отрубать по одному. Раз я на всё это намекаю, тогда это просто обычная агрессия, разве нет?
АНАСТАСИЯ: А, торгуешься! Запомнил, что пассивная у нас на 10 евро дороже! Нет, обычная агрессия была бы, если бы ты сказал прямым текстом, что ты думаешь обо мне и моих друзьях. Но хорошо, пусть будет по-твоему. Агрессия - 10 евро. Попытка отвлечь меня, завязав спор о терминах - манипуляция, ещё 10 евро. Видишь, ничего ты не сэкономил! (Делает пометку в телефоне).
МЭТЬЮ: О, чё… (умолкает на полуслове)
Экран 4: «Агрессия - 10 евро.» Надпись предупреждающе мигает и исчезает.
Мэтью утирает пот со лба.
Откуда ты вообще знаешь все эти слова? Ты же не ходишь к психотерапевту!
АНАСТАСИЯ: У меня свои источники информации! А зачем тебе всё-таки плот?
МЭТЬЮ (вздыхает, задумывается. После видимой внутренней борьбы решается говорить начистоту): Ты что-то говорила о том, что морем можно добраться до Хорватии…
АНАСТАСИЯ: Сбежать решил? В Хорватию на плоту без денег и документов? Ого! А ты делаешь успехи. Что-то в тебе начинает проявляться… Такое… (ищет формулировку) Близкое к русскому идеалу мужчины… Вот увидишь, ты тут у меня станешь другим человеком! Погоди, ещё спасибо мне скажешь!
МЭТЬЮ: «Спасибо» тебе скажет мой психотерапевт! Когда вернусь в Москву, мне в два раза чаще к нему ходить придётся, чтобы проработать эту травму. А он и так на мне хорошо зарабатывает!
АНАСТАСИЯ: Ну вот! Стоило только тебя похвалить! Беспочвенная жалоба - 5 евро. (Делает пометку в телефоне).
МЭТЬЮ: Почему беспочвенная?
АНАСТАСИЯ: Потому что никакая психотерапия тебе не нужна. Тебе нужна я! Ни один психотерапевт не скажет тебе правду о твоей проблеме, Мэтью. Твоя проблема в том, что ты лживый, бесчувственный, расчётливый эгоист. Говорю это тебе не в порядке оскорбления…
МЭТЬЮ: А исключительно в терапевтических целях?
АНАСТАСИЯ: Правильно! И давай, поторопись с этим переводом! Мне он нужен завтра утром!
Анастасия уходит в дом. Мэтью провожает её обиженным взглядом. Переводит взгляд на море, неожиданно улыбается своим мыслям. Встаёт и тоже уходит в дом.
Затемнение.
Картина 7
Та же терраса, что в предыдущей картине. Перед баллюстрадой длинный стол. На экранах море и горы. Из дома выходит Мэтью с ноутбуком под мышкой. Садится за стол, открывает ноутбук. На экране 1 появляется русский текст, словарь и перевод. Мэтью принимается за работу. Из другой двери выходит Полковник, молча отдает честь.
МЭТЬЮ: А, Полковник! Как дела? Вы наверное, к Насте? Она ушла на пляж, но скоро вернётся!
ПОЛКОВНИК: Нет, я хотел поговорить с вами, молодой человек. У меня для вас хорошие новости. Я договорился со своими друзьями в Македонии, и смогу переправить вас туда в любой момент! Конечно, если госпожа Анастасия не будет против!
МЭТЬЮ: На военном самолете?
ПОЛКОВНИК: Да.
МЭТЬЮ: А порулить можно будет?
ПОЛКОВНИК: А вы когда-нибудь управляли самолетом?
МЭТЬЮ: Нет. Всё когда-нибудь бывает в первый раз!
ПОЛКОВНИК: Тогда нельзя, иначе первый раз окажется и последним.
МЭТЬЮ: Жаль!
ПОЛКОВНИК: Вы, должно быть, уже соскучились по дому?
МЭТЬЮ: По Нью-Йорку? В августе? Боже упаси! Вы бы знали, какая там сейчас жара!
ПОЛКОВНИК: Нет, по Москве.
МЭТЬЮ: Боже упаси! Вы бы знали, какой там сейчас холод!
ПОЛКОВНИК: Вы хотите сказать, вам и здесь хорошо?
МЭТЬЮ: Да, вполне! Во-первых, у вас тут прекрасная погода! Во-вторых, быстрый wi-fi! То есть, наоборот! Во-первых, wi-fi, во-вторых, погода...
ПОЛКОВНИК: А в-третьих?
МЭТЬЮ: А в-третьих, мне здесь лучше работается. Меньше отвлекаюсь!
Экраны 1, 2 и 3 на несколько мгновений заполняются сообщениями из мессенджеров, как в первой картине первого акта, сообщения закручиваются в воронку и исчезают.
ПОЛКОВНИК (ехидно): И за квартиру платить не надо!
МЭТЬЮ: Да, кстати! Об этом я не подумал!
Экран 4: «Аренда комнаты в Москве = 20 000 руб. в месяц»
ПОЛКОВНИК: Но у вас здесь есть другие расходы.
МЭТЬЮ: Я их постепенно сокращаю. Как вы говорили - «молчи, за умного сойдёшь».
ПОЛКОВНИК: Похвально, молодой человек, похвально! Что ж, не буду вас отвлекать. Передайте от меня привет госпоже Анастасии!
МЭТЬЮ: Нет-нет, вы мне не мешаете! Располагайтесь, чувствуйте себя как дома!
ПОЛКОВНИК (выходя из себя): Это мой дом!
Полковник уходит не попрощавшись.
МЭТЬЮ (щурится, вздыхает): Нет, на таком солнце невозможно работать! Как в Майами-Бич.
Берёт ноутбук, уходит в дом. Затемнение.
Картина 8
Та же терраса, что и в предыдущей картине. Утро. На террасе длинный стол, накрытый для завтрака. Входит Анастасия с кофейником в руке, наливает себе кофе, садится. Входит Мэтью и тоже садится за стол. Анастасия наливает ему кофе. Мэтью отхлёбывает кофе, достает телефон. На экране 2 появляется статья на английском про американскую политику.
АНАСТАСИЯ: Ну что, Мэтью, поздравляю!
МЭТЬЮ (глядя в телефон): Спасибо, а с чем? У меня день рождения только через месяц.
АНАСТАСИЯ: Вчера ты не заработал ни одного штрафа.
МЭТЬЮ (не отвлекаясь от телефона): Да? Правда, я молодец?
АНАСТАСИЯ: И позавчера тоже. И во вторник! Ни одного штрафа за три дня! Ты помнишь, что это значит?
МЭТЬЮ (рассеянно, глядя в телефон): Что?
АНАСТАСИЯ: Что ты можешь уехать! Полковник отвезет тебя в Скопье, получишь новый паспорт и лети в Москву! Или куда хочешь.
МЭТЬЮ (поднимает взгляд от телефона): А ты? Разве ты не хочешь в Москву?
АНАСТАСИЯ: Зачем? Мне и тут хорошо. У меня отпуск, Мэтью! Знаешь такое слово?
МЭТЬЮ: Но тебе здесь даже поговорить не с кем!
АНАСТАСИЯ: Почему? У меня тут есть друзья.
МЭТЬЮ (ехидно): Полковник, что ли?
АНАСТАСИЯ: Например.
МЭТЬЮ: Не больно-то он разговорчив!
АНАСТАСИЯ: Он отличный собеседник. Просто ты ему не нравишься.
МЭТЬЮ: Ревнует, что ли?
АНАСТАСИЯ: Думаю, да. Он считает, что между нами что-то было. Или будет.
МЭТЬЮ (кладет телефон на стол, накрывает её ладонь своей): И он прав?
АНАСТАСИЯ (убирает руку, вздыхает): Ох, Мэтью, если бы я могла тебе доверять…
МЭТЬЮ: Знаешь, если бы все люди ложились в постель только с теми, кому они доверяют, человечество давно бы вымерло!
АНАСТАСИЯ: А если бы все люди ложились в постель с теми, кому они не доверяют, человечество давно бы состояло только из таких, как ты!
МЭТЬЮ (кивает с глубокомысленным видом): Да, блин! Неизвестно, что хуже!
Анастасия смеётся.
МЭТЬЮ: Если ты не едешь в Москву, я тоже никуда не поеду! Пусть у меня тоже будет отпуск! И давай сегодня поужинаем в городе! Должны же мы отпраздновать мое исправление! Я хочу тебя угостить!
Экран 4: "Ужин - 40 евро
+
такси - 20 евро
=
60 евро"
Какой у вас тут самый лучший ресторан?
АНАСТАСИЯ: Итальянский, в «Хилтоне».
МЭТЬЮ (едва заметно кривится, тут же берет себя в руки): Круто, поедем туда! А домой вернёмся на катере!
Экран 4: "Ужин - 200 евро
+
водное такси - 50 евро
=
250 евро"
АНАСТАСИЯ: Что это с тобой, Мэтью? На тебя не похоже!
МЭТЬЮ: Подожди, то ли ещё будет!
Затемнение.
Картина 9
Та же терраса. День. На экранах всё тот же морской пейзаж, на горизонте - огромный круизный лайнер. Из дома выходит Анастасия с биноклем в руках. Она подходит к баллюстраде, смотрит в бинокль на лайнер. В другую дверь входит Мэтью, он несёт чемоданчик с инструментами.
АНАСТАСИЯ (протягивая ему бинокль): О! Ты уже вернулся! Хочешь посмотреть?
МЭТЬЮ: Нет, спасибо! Вуайеризм не входит в число моих любимых пороков.
АНАСТАСИЯ: А что входит?
МЭТЬЮ (улыбается): Я тебе потом расскажу!
АНАСТАСИЯ: А почему не сейчас?
МЭТЬЮ (косясь на зрительный зал): Потому что у нас спектакль 12+!
АНАСТАСИЯ: Правда? Жаль! Ну ладно… Как там полковник?
МЭТЬЮ: В полном порядке. Передаёт тебе привет. Кстати, он пригласил нас в субботу покататься на яхте. Я согласился, но с условием, что на обратном пути рулевым буду я!
АНАСТАСИЯ: Ага, тебе всё-таки понравилось! Я так и думала! А что там у него с антенной, ты разобрался?
МЭТЬЮ: Да, починил, всё работает!
АНАСТАСИЯ: Как хорошо! Я так рада! Может быть, теперь он не будет так косо на тебя смотреть...
МЭТЬЮ: Сомневаюсь... Но, может быть, теперь он в принципе будет меньше на меня смотреть, а больше смотреть телевизор!
АНАСТАСИЯ: Я поражаюсь, сколько в тебе скрытых талантов, Мэтью! Где ты вообще научился чинить антенны? Не в Гарварде же?
МЭТЬЮ: Даже не знаю, как-то само собой получилось. Я просто люблю ремонтировать вещи. Дома с детства всё чинил, до чего мог дотянуться. Должно же у меня быть хоть что-то мужское!
АНАСТАСИЯ: Фу, какой ты злопамятный!
МЭТЬЮ: Я не злопамятный! Просто злой и память у меня хорошая!
АНАСТАСИЯ: У меня, кстати, тоже неплохая. Ты думаешь, я забыла, что у тебя на следующей неделе день рождения? А ты так и не сказал, что тебе подарить!
Экран 4: «MacBook Pro - 2000 евро
+
Авиабилет Кшиштовице-Белград-Нью-Йорк-Белград-Кшиштовице, бизнес-класс - 4 000 евро
+
Porsche 911, кабриолет - 100 000 евро
+
Парусная яхта - 150 000 евро
=
256 000 евро»
МЭТЬЮ: Лучший мой подарочек - это ты!
Целует Анастасию.
АНАСТАСИЯ: Ты не забыл, что у нас спектакль 12+?
МЭТЬЮ: Не волнуйся, всё под контролем!
АНАСТАСИЯ: Хочешь, попросим у полковника яхту и поплывём на острова?
МЭТЬЮ: Давай не будем злоупотреблять щедростью полковника. Он нам ещё пригодится!
АНАСТАСИЯ: Какой ты циничный!
МЭТЬЮ: Не циничный, а практичный!
АНАСТАСИЯ: А может, поедем на рафтинг в Македонию? Я куплю тур - это будет мой подарок. Горные реки, пороги, палатки, комары - всё как ты любишь!
Экран 4
«Такси в аэропорт и обратно - 100 евро
+
Билеты Кшиштовице-Скопье-Кшиштовице - 75 евро x 2 = 150 евро
+
Рафтинг = 500 евро
(Последняя строчка мигает и меняется на Рафтинг - 0 евро)
=
250 евро»
МЭТЬЮ: Давай! А я куплю билеты на самолёт! Или нет, лучше поедем на машине! Я возьму в аренду джип. Давно хотел тут покататься.
Экран 4: «Аренда машины - 100 евро в день
x
3 дня
=
300 евро»
АНАСТАСИЯ: А ты уверен? Здесь дороги все-таки не как в Америке.
МЭТЬЮ: Я с пятнадцати лет за рулём! И потом, после российских дорог мне уже ничего не страшно! Я же ездил на «Архстояние», помнишь?
АНАСТАСИЯ: Я не злопамятная. Попутчиков будем искать?
МЭТЬЮ: Ни за что!
Обнимает её.
АНАСТАСИЯ: Мэтью, 12+!
МЭТЬЮ: Тогда пошли отсюда!
Обнявшись, уходят в дом.
(Между этой сценой и следующей на экранах может несколько минут идти видео (клиповая нарезка) про жизнь Мэтью и Анастасии на вилле: танцуют при луне на террасе, катаются на яхте, на пляже кидаются друг в друга пойманным крабом и т.д. Короче, все счастливые семьи счастливы одинаково).
Картина 10
Городок Заморье. На экранах маленькая площадь у выезда из тоннеля, та же, что и во второй картине второго акта. Слева тот же ларёк, но без цветов - видны только пустые емкости для них - ведра, обрезанные пластиковые канистры от питьевой воды и т.д. Входит Цветочница с большой охапкой цветов, начинает расставлять их, каждый вид - отдельно. Входит Мэтью. На нем шорты и майка с непонятной надписью кириллицей, он сильно загорел и отрастил небольшую бородку.
МЭТЬЮ: Чао, Гражина! (Целует Цветочницу в щеку)
ЦВЕТОЧНИЦА: Чао, Мэтью!
МЭТЬЮ: Отлично выглядишь! Прямо расцвела! Как у тебя жизнь?
ЦВЕТОЧНИЦА: Спасибо, ничего, помаленьку. А у тебя?
МЭТЬЮ: У меня всё зашибись! А как твоя подруга Марица? Что-то давно её не видно!
ЦВЕТОЧНИЦА (сухо): У неё всё нормально. День рождения у неё сегодня, кстати. У неё машина сломалась, она теперь сюда не ездит. Дома работает, в Котице. Сантехником, кажется.
МЭТЬЮ: Какая разносторонняя девушка! И не подумаешь, что искусствовед...
ЦВЕТОЧНИЦА: Не подумаешь…
МЭТЬЮ: Хороший она человек, Марица! Жаль, что живёт далеко. А сколько отсюда до этой Котицы, кстати?
ЦВЕТОЧНИЦА (очень сухо): На автобусе полчаса. На машине - меньше.
МЭТЬЮ: Надо же, здесь и автобусы ходят! А я думал, у вас тут только автозаки.
ЦВЕТОЧНИЦА: Ходят, ходят. Но автозаки - чаще!
МЭТЬЮ (смотрит на часы): Слушай, Гражина… Мне нужен букет для одной моей очень дорогой подруги. Она очень хороший человек!
ЦВЕТОЧНИЦА: На день рождения?
МЭТЬЮ: Ну да.
ЦВЕТОЧНИЦА: Вот отличные розы, только сегодня привезли.
МЭТЬЮ: Сколько они стоят?
ЦВЕТОЧНИЦА: Красные по одному евро штука, пурпурные по полтора.
Экран 4: «1 роза - 1 евро
x
13
= 13 евро»
МЭТЬЮ: Нет, мне кажется, розы не в её стиле. Нужно что-то более нежное, романтичное... И, желательно, подешевле!
ЦВЕТОЧНИЦА: Тогда возьми вот эти розовые анемоны. Или можно взять белые, а к ним добавить васильков.
МЭТЬЮ: А почём они?
ЦВЕТОЧНИЦА: Анемоны - три евро дюжина, васильки - два.
Экран 4: «Анемоны 12 шт. - 3 евро
+
Васильки 12 шт. - 2 евро
=
5 евро»
МЭТЬЮ: Отлично, беру!
ЦВЕТОЧНИЦА: Тебе какие - белые или розовые?
Экран 4 (цифры меняются): «Анемоны 24 шт. - 6 евро
+
Васильки 12 шт. - 2 евро
=
8 евро»
МЭТЬЮ: А давай и тех, и других, и васильков тоже! Гулять так гулять!
Цветочница отсчитывает цветы, делает букет и отдаёт Мэтью. Он расплачивается.
Входит Анастасия.
АНАСТАСИЯ: Мэтью, вот ты где! Я тебя потеряла. Какой красивый букет! Это для кого?
МЭТЬЮ: Что значит, «для кого»?! Для тебя, конечно! Хотел сюрприз тебе сделать. (Протягивает ей цветы.)
ЦВЕТОЧНИЦА: С днём рождения, госпожа!
АНАСТАСИЯ (обращается к Цветочнице, но при этом внимательно смотрит на Мэтью): Спасибо, но у меня день рождения только через месяц. Вот этот молодой человек вам подтвердит, мы с ним только вчера обсуждали, как будем отмечать... Так что если у кого-то сегодня и день рождения, то не у меня! ...Правда, Мэтью?
МЭТЬЮ: Ну Насть, ну подожди! Ты не дослушала! Ты ведь так и не сказала, какой ты хочешь подарок. Так что я придумал план - я тебе целый месяц каждый день буду дарить по такому букету!
Экран 4: «1 букет - 8 евро
x
31 день
=
248 евро»
(Косится на Цветочницу).
А Гражина мне скидку сделает, правда, Гражина?
ЦВЕТОЧНИЦА: Конечно, сделаю! Два евро с букета.
Экран 4 (цифры меняются): «1 букет - 6 евро
x
31 день
=
186 евро»
МЭТЬЮ (Анастасии): Потому что Гражина - очень хороший человек! И цветы у неё самые лучшие! Тебе нравятся?
АНАСТАСИЯ: Да, очень! Ты мне раньше таких не дарил… И никто мне таких ещё не дарил!
МЭТЬЮ: Никогда не поздно наверстать упущенное!
Делает шаг ей навстречу, раскрывает объятия. Анастасия, не двигаясь с места, смотрит на него с сомнением. В этот момент у Цветочницы звонит телефон. Она берет трубку, молча слушает, потом быстро и оживлённо говорит что-то на непонятном южно-славянском языке. (ЦВЕТОЧНИЦА, говорит по телефону: Bože smiluj se! Dobro! Završavam posao.)
ЦВЕТОЧНИЦА: Мэтью, госпожа! Вы что-нибудь ещё брать будете? Я закрываю ларек, у нас сегодня опять переворот! (Начинает вынимать цветы из ведер и собирать их опять в одну большую охапку.)
МЭТЬЮ: Ну зашибись! Какое милое место! И климат хороший, и не соскучишься!
На сцену въезжает то же такси-кабриолет, что в первой картине второго акта. За рулем - Девушка-шофёр, на переднем сиденье - Кристина.
МЭТЬЮ: Только этого ещё не хватало!
ЦВЕТОЧНИЦА: Чао, Марица! С днём рождения! Ты починила машину?
ДЕВУШКА-ШОФЁР: Да, наконец-то! Чао, Мэтью!
КРИСТИНА: Мэтью, наконец-то!
Обе одновременно выскакивают из машины. Кристина бежит к Мэтью с явным намерением его обнять, но её опережает Девушка-шофёр.
АНАСТАСИЯ: Мэтью, что происходит?
Мэтью деликатно высвобождается из объятий Девушки-шофёра, но её место тут же занимает Кристина.
МЭТЬЮ: Понятия не имею!
АНАСТАСИЯ: Врёшь! С тебя пять евро!
МЭТЬЮ: Возьми десять, у меня нет мелочи! Но я правда не знаю!
КРИСТИНА: Мэтью, как я рада, что я тебя нашла! Я так о тебе беспокоилась! Ты не отвечал на мои сообщения…
АНАСТАСИЯ (обращаясь к Мэтью): Ладно, верю! Прости!
Кристина отпускает Мэтью, поворачивается к Анастасии, хочет что-то сказать, но не успевает.
МЭТЬЮ (Кристине): Ты, блин, очень вовремя! Как раз к перевороту!
На сцену въезжает транспортное средство, похожее на автозак. Из кабины выходят двое Полицейских. Форма у них похожа на форму российских омоновцев, только вместо дубинок шпаги, как у Полковника. На поясах болтаются наручники. Один из Полицейских держит в руке какую-то бумагу. Оба снимают шлемы и, маршируя в ногу, подходят к Мэтью. Тот, что с бумагой, начинает зачитывать её вслух на непонятном южно-славянском языке. Второй пытается отстегнуть наручники от пояса, но ему мешает шлем.
ПОЛИЦЕЙСКИЕ: Dobar dan! Mi smo iz Centralnog odeljenja policije gradskog okruga Zamorje. Trebalo bi da pročitate ovu naredbu odmah.
МЭТЬЮ: Я не понимаю. Sorry, I don't understand you. (Полицейские не реагируют.) Гражина, переведи!
Цветочница о чем-то говорит с полицейскими на том же непонятном языке.
ЦВЕТОЧНИЦА: Gospodo oficiri, on to ne razume. Molim vas objasnite u čemu je stvar! Prevešću mu ja.
ПОЛИЦЕЙСКИЕ: Ovaj momak je neželjeni stranac i podleže deportaciji u Sjedinjene Države u roku od tri sata.
ЦВЕТОЧНИЦА: Они говорят, что приехали за тобой. Тебя депортируют в Америку как нежелательного иностранца.
МЭТЬЮ: Ни фига себе! С какой стати?
Цветочница снова о чем-то переговаривается с полицейскими.
ЦВЕТОЧНИЦА: Pita se zašto ga izbacuju.
ПОЛИЦЕЙСКИЕ: Ovo je naredba našeg novog predsednika i nacionalnog lidera - Generalidisima Petroškevića. Vidi, evo njegovog potpisa.
ЦВЕТОЧНИЦА: Говорят, по приказу нашего нового президента и национального лидера, генералиссимуса Петрошкевича.
АНАСТАСИЯ (не веря своим ушам): Полковник?!
Звучат фанфары. Входит Полковник. Он в форме, похожей на свою обычную, и при шпаге. На голове у него комбинированный головной убор - фуражка, совмещённая с короной.
АНАСТАСИЯ: Полковник! Что происходит?
ПОЛКОВНИК (церемонно): Генералиссимус, с вашего позволения!
АНАСТАСИЯ: Мне без разницы! Почему вы его высылаете?
ПОЛКОВНИК: Потому что могу! Наконец-то! Как давно я этого хотел!
АНАСТАСИЯ: Нет, так не пойдёт! Тогда депортируйте и меня вместе с ним! У меня есть американская виза.
ДЕВУШКА-ШОФЁР: Нет, не её, а меня! Мне и виза не нужна, я гражданка Словении.
ЦВЕТОЧНИЦА (Девушке-шофёру): Да ладно? С каких это пор?
ДЕВУШКА-ШОФЁР: Со вчерашнего дня! Фиктивный брак.
ЦВЕТОЧНИЦА: Нет, тогда уж меня! У меня сестра-близнец замужем за греком, я всё время по её паспорту езжу!
КРИСТИНА: Стойте! И меня, и меня! У меня ничего нет, но я его одного не брошу!
АНАСТАСИЯ, КРИСТИНА, ДЕВУШКА-ШОФЁР и ЦВЕТОЧНИЦА (хором): Мэтью! Скажи им!
Экран 4: «Такси в аэропорт - 50 евро (55$)
+
Билет Кшиштовице - Белград - Нью-Йорк - 500 евро (550$)
+
Такси из аэропорта - 50$
=
655$
(Цифры меняются)
Такси в аэропорт - 0 евро
+
Билет Кшиштовице - Белград - Нью-Йорк - 0 евро
+
Такси из аэропорта - 50$
=
50$»
МЭТЬЮ: И что, по-вашему, я должен сказать? Я могу, конечно, сказать правду, только вам она не понравится! Вы все - очень хорошие люди! Особенно некоторые! ...Полковник, это я не вам! Я вас всех очень люблю! ...Полковник, это я опять не вам! Вы, наверное, скажете, что себя я люблю больше всех? Ну да, вы правы, так оно и есть! Себя я люблю больше всех! (Смотрит в зрительный зал.) Но разве вы сами не такие же? Кто позаботится обо мне, если не я сам? Ведь я у себя один! Разве я вам хоть что-нибудь обещал? Разве я вас обманывал, разве я пытался казаться каким-то другим? Я, что ли, виноват в ваших иллюзиях? Вы все меня просто неправильно поняли! И вы слишком много от меня хотите! Подумайте лучше о себе! Берегите себя, и все у вас будет зашибись! И, знаете, поосторожнее тут с этими вашими переворотами! Полковник, это я сейчас и вам тоже! Прощайте! Желаю всем удачи! Особенно некоторым! (Запрыгивая в автозак, полицейским): Поехали отсюда! Быстро!
Занавес
(С)Екатерина Вагнер. Август 2019